ТАНКИСТЫ


«БЕЛЫЙ ТИГР», режиссёр К. Шахназаров (2012)

Один из своих самых масштабных фильмов Карен Шахназаров посвятил танкистам; действие разворачивается в конце Великой Отечественной войны. Впрочем, «Белый тигр» разительно отличается от советского военного кино, главной задачей которого было возвеличение народного подвига. У Шахназарова ключевой образ – зловещий немецкий танк без экипажа, не оставляющий следов. Критики сравнивают его с Моби Диком Мелвилла. Таким образом Шахназарову удалось показать, как война в сознании переходит в мифологическое пространство.

Фото со съёмок фильма «Белый тигр»


«ЭКИПАЖ МАШИНЫ БОЕВОЙ», режиссёр В. Василевский (1983)

Этот фильм Виталия Василевского с Сергеем Маковецким, в свою очередь, показывает быт танкистов и их сражения без мистического флёра «Белого тигра». Главный герой – Саня Меньшов, командир танка «Т-34», подбитого нацистами. Из-за тяжёлого ранения его просят оставить поле боя, однако Меньшов не может мириться с постоянными успешными вылазками немецких танкистов и даёт им решительный бой. Действие разворачивается летом 1943 года, перед самым разгаром Курской битвы.

Кадр из фильма «Экипаж машины боевой»


«ЖАВОРОНОК», режиссёры Н. Курихин, Л. Менакер (1965)

«Жаворонка» Никиты Курихина и Леонида Менакера в 1965 году посмотрели более 20 млн советских зрителей – и фильм претендовал на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. По сюжету, советские танкисты бегут из нацистского плена прямо на танке, чтобы вступить с врагом в судьбоносный бой.

Кадр из фильма «Жаворонок»



ПЕХОТИНЦЫ


«СОЛДАТЫ», режиссёр А. Иванов (1956)

«Солдаты» посвящены событиям июля 1942 года. Три главных героя вместе с беженцами идут мимо украинских деревень к Сталинграду. Персонажи ещё не знают, какой масштаб примет грядущая Сталинградская битва и каково будет её значение для исхода войны, и смотрят на окружающий мир незамутнённым взглядом. Так, прогуливаясь, они попадают на Мамаев Курган, ещё не зная, какое символическое значение получит это место в будущем.

Кадр из фильма «Солдаты», ставшего дебютом в большом кино для Всеволода Сафонова и Николая Погодина


«БАТАЛЬОНЫ ПРОСЯТ ОГНЯ», режиссёры В. Чеботарев и А. Боголюбов (1985)

Знаменитый минисериал 1985 года с Александром Збруевым рассказывает о форсировании Днепра в 1943 году. Два батальона получают смертельно опасное задание – отвлечь на себя внимание противника, чтобы дивизия смогла совершить стратегически важный бросок. Однако в процессе операции план меняется, и положение батальонов становится совсем катастрофическим: они остаются без огневой поддержки. В любом случае, солдаты понимают – стоять нужно до последнего.

Александр Збруев и Олег Ефремов в фильме «Батальоны просят огня»


«ЕДИНИЧКА», режиссёр К. Белевич (2015)

Яркое военное кино о простых пехотинцах снимают и в современной России. «Единичка» Кирилла Белевича, действие которой разворачивается в августе 1944 года, во время масштабного наступления советских войск, рассказывает о нравственной дилемме лейтенанта Егорова: подчиниться начальству и тем самым обречь на смерть найденных им сирот или ослушаться приказа и рискнуть ради них жизнью.

«Индустрия кино» о фильме «Единичка»


АРТИЛЛЕРИСТЫ


«СЫН ПОЛКА», режиссёр В. Пронин (1946)

«Сын полка» с Юрой Янкиным, Григорием Плужником и Николаем Парфёновым в главных ролях был снят в 1946 году по мотивам повести Валентина Катаева. Фильм рассказывает об отношениях артиллеристов и найденного ими мальчика, который попросил солдат оставить его при батарее. Он не хотел отправляться в тыл и разделил с солдатами их тяготы, погрузившись в военные будни. «Сын полка» - не только про отвагу советских артиллеристов; главное для режиссёра Василия Пронина – показать, что даже в столь суровых условиях солдаты остаются человечными и могут испытывать к мальчику отеческое чувство.

Картина «Сын полка»[ Василия Пронина/B]



«ПЯДЬ ЗЕМЛИ», режиссёры А. Смирнов и Б. Яшин (1964)

«Пядь земли» Андрея Смирнова показывает зрителю: война это не время для бесконечных подвигов, а, в первую очередь, тяжёлый каждодневный труд. Главные герои, которые находятся в пекле боевых действий, мирятся со своей участью и не обходятся без чувства юмора – иначе, возможно, они бы не выстояли. «Пядь земли» - фильм о том (в картине один из персонажей так и говорит), что выжить с 1941-го по 1945 год – это уже небывалый подвиг.

Александр Збруев в фильме «Пядь земли»



ЛЁТЧИКИ


«В БОЙ ИДУТ ОДНИ «СТАРИКИ», режиссёр Л. Быков (1973)

Фильм, снятый Леонидом Быковым в 1973 году, рассказывает о службе лётчиков-истребителей. Сам режиссёр поступал в лётную школу в 1945 году, но малый рост не позволил ему стать лётчиком – и именно на съёмках он осуществил свою давнюю месту и освоил управление самолётом. В фильме Быков сам сыграл одну из главных ролей – капитана Алексея Титаренко.

«Старики» - это выпускники лётного училища, каждому из которых не больше двадцати лет. Именно на войне им предстоит пережить первые потери, первую любовь и найти настоящих друзей.

Выйдя на экраны в 1974 году, фильм собрал 44,3 млн кинозрителей, став четвёртым в прокате и единственным из десятка самых кассовых фильмов того года, посвящённых Великой Отечественной войне. А главным героям картины, капитану Титаренко и механику Макарычу, были установлены памятники в Киеве и Харькове.

Фрагмент из фильма «В бой идут одни старики»


«В НЕБЕ «НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ», режиссёр Е. Жигуленко (1981)

Картина 1981 года посвящена реально существовавшему полку советских лётчиц – «ночными ведьмами» их прозвали фашисты. Девушки летали на переоборудованных под лёгкие бомбардировщики учебных самолётах У-2.

Режиссёр Евгения Жигуленко сама воевала в составе этого авиаполка, была командиром звена и за проявленное в боях мужество стала Героем Советского Союза, а завершив лётную карьеру, окончила ВГИК. Она же была одним из соавторов сценария.

Кадр из фильма «В небе «ночные ведьмы»


«ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА», режиссёр Н. Бирман (1967)

Фильм режиссёра Наума Баумана, главные роли в котором исполнили Олег Даль, Геннадий Сайфулин и Лев Вайнштейн, повествует о буднях фронтовой авиации. Когда перед лётчиками ставится задача обнаружить и сфотографировать тайный вражеский аэродром, они оказываются на пороге подвига и смерти.

Примечательно, что в фильме показаны и некоторые весёлые моменты военных будней – например, как лётчики готовят ликёр «Шасси» из купленного в переездной лавке «Военторга» малинового сиропа и жидкости из гидросистемы самолёта. Некоторые военнослужащие пытались это повторить, фильтруя тормозную жидкость через патрон противогаза. Только смесь, показанная в фильтре, состояла из спирта и глицерина и не отличалась такой токсичностью, как обычная тормозная жидкость. Подобные эксперименты даже иногда заканчивались летальным исходом.

Песня из фильма «Хроники пикирующего бомбардировщика»



РАЗВЕДЧИКИ


«СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ», режиссёр Т. Лиознова (1973)

12-серийный телефильм Татьяны Лиозновой, снятый по роману Юлиана Семёнова, вышел на экраны в 1973 году, и до сих пор именно главный герой Штирлиц ассоциируется с образом шпиона у жителей постсоветского пространства.

По сюжету, штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц, который на самом деле является советским резидентом полковником Исаевым, накануне Победы исполняет последние задания Центра, однако внезапно его миссия оказывается под угрозой разоблачения.

Кадр из телефильма «Семнадцать мгновений весны»


«КРАСНАЯ КАПЕЛЛА», режиссёр А. Аравин (2004)

Телесериал 2004 года посвящён деятельности разведывательной сети РККА в Западной Европе, на территории Франции и Бельгии. Интернациональная группировка Сопротивления вела активную борьбу с фашизмом «изнутри» - в захваченных немцами странах.

Фильм Александра Аравина собрал многих известных отечественных актёров: роль руководителя «Красной Капеллы» Жана Жильбера исполнил Андрей Ильин, а роль главного антагониста, Карла Гиринга, - Алексей Горбунов. Также в картине появляются Елена Ксенофонтова, Сергей Юшкевич, Илья Шакунов, Кирилл Пирогов, Илья Любимов и Сергей Гармаш.

Андрей Ильин и Александр Горбунов в телесериале «Красная капелла»


«ЗВЕЗДА», режиссёр Н. Лебедев (2002)

«Звезда» - позывной группы советских разведчиков, которые летом 1944 года отправляются во вражеский тыл. Выполняя ответственное задание, от которого во многом зависит ход войны, разведгруппа героически погибает.

Фильм 2002 года, снятый Николаем Лебедевым по одноимённой повести Эммануила Казакевича, рассказывает историю реально существовавшей группы Николая Ткаченко (правда, большинство из её участников не погибли на задании, а дожили до преклонных лет). В главных ролях снялись Игорь Петренко, Алексей Панин, Алексей Кравченко и Артём Семакин. Картина стала обладателем множества наград, среди которых – Гран-при «Золотой факел» на Международном кинофестивале в Пхеньяне, Гран-при фестиваля русского кино во Франции и Государственная премия РФ.

Кадр из фильма «Звезда»



ПОДВОДНИКИ


«ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ БОГА», режиссёр В. Чигинский (2005)

Фильм Василия Чигинского, главные роли в котором исполнили Дмитрий Орлов, Елизавета Боярская и Владимир Гостюхин, повествует о службе подводников в 1944 году. Бригаде предстоит выйти в море, обнаружить крупное немецкое транспортное судно и уничтожить его.

По словам продюсера картины Андрея Бондаренко, в её основу легли факты биографии реального человека, капитана-подводника Александра Маринеско, командовавшего подлодкой М-96 и ПЛ С-13 и потопившего несколько судов противника.

Кадр из фильма «Первый после бога»


«КОМАНДИР СЧАСТЛИВОЙ «ЩУКИ», режиссёр Б. Волчек (1972)

Субмарина Щ-721 уничтожила множество немецких судов, когда противники пытались подобраться к Мурманску, в результате чего фашисты решили во что бы то ни стало уничтожить её. В какой-то момент подлодка оказывается на дне в, казалось бы, безвыходной ситуации, но не зря она заслужила репутацию счастливой.

В главных ролях в картине Бориса Волчека снялись Донатас Банионис, Пётр Вельяминов и Константин Райкин. Сюжет фильма основан на реальных событиях Великой Отечественной войны, которые произошли на Северном флоте. Образы членов экипажа лодки Щ-721 и её капитана Строгова можно считать собирательными.

Кадр из фильма «Командир счастливой «Щуки»