«О БАБОЧКАХ И ГУСЕНИЦАХ» (сериал «ТАК НЕ БЫВАЕТ»)



Год от года все объемнее становится конкурс сериалов. Обычно этот коммерческий формат нивелирует авторское начало: разные режиссеры снимают похожие как братья-близнецы серии, следуя единому художественному решению, общей концепции и стилю. Некоторые студии пытаются совместить коммерческие задачи и, в то же время, оставляют авторам шанс раскрыть свою индивидуальность. Примером тому может служить новый проект «Так не бывает» студии «Кристмас Филмз», герои которого разительно отличаются от большинства стереотипных сериальных персонажей. Серия «О бабочках и гусеницах» сделана выпускником Школы-студии «ШАР» Константином Бриллиантовым, создавшим как трагикомичный фильм для взрослых про непростую судьбу шахтеров «Умба-Умба», так и мультфильм для малышей «Нана, нани, нао» о мытарствах аквариумной рыбки. «О бабочках и гусеницах» – нечто среднее между этими возрастными полюсами.

Фрагмент из серии «О бабочках и гусеницах»

«ОСКОЛОК»


Фильм студенческого конкурса про раненного на войне солдата, вернувшегося домой к матери, которая нашла способ его исцелить, выполнен в своеобразной комбинированной технике, с использованием живописи по стеклу, которой режиссер Дмитрий Иванов учился у обладателя премии «Оскар» Александра Петрова. Лаконичная и целостная история, не отягченная вербальными деталями, наиболее соответствует самой сути анимационного творчества.

Фрагмент «Осколка»

«ДВА ДРУГА»


Режиссер Наталья Чернышева ломает стереотипы: неожиданный финал дружбы головастика и гусеницы оттеняется историей мытарств аиста, попавшего в почти безвыходную ситуацию. Сложный жанр трагикомедии – вполне в духе отечественной школы анимации, хотя необходимо отметить, что данная работа сделана екатеринбурженкой в рамках обучения во французской киношколе La Poudrière.

Фрагмент мультфильма «Два друга»

«МОРОШКА»


Свой дебют «Морошка» Полина Минченок задумала еще во время учебы в СПбГУКиТ, защитилась проектом фильма, но возможность его создания появилась только через два года на «Союзмультфильме». В этой бездиалоговой истории дружбы маленькой девочки и большого страшного волка множество точных, забавных деталей и выразительных гэгов. Немного портит общее положительное впечатление мудреный финал нехитрого сюжета: волк и девочка любуются северным сиянием и ужинают Луной… Этот недостаток не помешал картине попасть в конкурс наиболее знаменитого анимационного фестиваля мира в Анси.

Фрагмент «Морошки»

«КУКУШКА»


Дебютный фильм «вечной студентки» Дины Великовской, после выпуска из художественного училища окончившей ВГИК и Школу-студию «ШАР». Дина уже стала признанным мастером кукольной анимации. Попробовав силы в рисованной технике («Про маму»), она с радостью вернулась к своим любимым куклам и сделала «Кукушку» – пронзительную историю материнства, порой встающего препятствием на пути к заветной цели.

Фрагмент «Кукушки»

«ЛЮК»



Сюрреалистическое кино в лучших традициях подлинной анимации: только этому виду кино подвластно превращать что угодно во что угодно, не привязываясь к сущностям и условностям реального мира. Режиссеры Игорь Мельников и Наталья Мирзоян воплотили безудержный полет фантазии в весьма выразительных и легко воспринимаемых зрителями образах. Художником-постановщиком картины стал неподражаемый Александр Свирский, представивший в конкурсе фестиваля две авторские работы.

Фрагмент мультфильма «Люк»

«УРОЖАЙ»



В анимационном искусстве есть учителя и ученики, есть течения и направления, а есть – явления. Свирский – явление. Каждая его работа – будь то заставка к фестивалю, музыкальный клип или новый авторский фильм – самобытна и самодостаточна. Художественный метод Свирского – фиксация потока сознания любыми выразительными средствами. Не исключение и «Урожай», в котором визуальные образы усилены стихами одного из самых харизматичных поэтов русского концептуализма – Дмитрия Александровича Пригова. Это дало Саше Свирскому чуть-чуть вербальности, которая изредка оказывается нелишней.

Фрагмент «Урожая»

«ПРАЗДНИК»


Нина Бисярина – один из ведущих молодых режиссеров Урала – продолжает лучшие традиции свердловской школы анимации. История старушки, ожидающей в новогоднюю ночь в гости детей и внуков, наполнена выразительными деталями, раскрывающими судьбу и характер героини. Радостная подготовка к празднику, волнительное ожидание, злое отчаяние и счастливое разрешение чуть не ставшей трагичной ситуации переданы посредством канонического сюжетного построения, однако, техника перекладки, используемая Ниной в последних работах, не дает таких богатых изобразительных возможностей, как, например, рисованная анимация в ее же «Поездке к морю».

Фрагмент «Праздника»

«В СТОРОНЕ»



Картина об отшельнице, работающей обходчицей железнодорожных путей. Раз в месяц у женщины праздник – она встречает поезд, который минует ее станцию без остановки. Но однажды все пошло не так… Безнадежный, тягостный и мощный потенциальный финал испорчен стремлением режиссера Александры Аверьяновой к хэппи-энду, что снизило жизненную правдоподобность и художественную убедительность картины, нарушив герменевтическую замкнутость и плотность сюжета. Однако вышесказанное не умаляет высокого мастерства и изобразительной точности, с которыми воплощена история.

Фрагмент мультфильма «В стороне»

«ПИТОН И СТОРОЖ»



Фильм Антона Дьякова, снятый на «Союзмультфильме», имеет суровую возрастную маркировку 18+. История крепнущей с каждым днем дружбы питона и нелюдимого мужика вполне достойна Гран-При фестиваля. Нет смысла перечислять многочисленные достоинства работы, а недостатки ее столь незначительны, что не стоит их упоминать.

Фрагмент «Питона и сторожа»

Совпадет ли решение жюри с нашей оценкой и симпатиями зрителей – узнаем совсем скоро: призы XXI Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале будут вручены 20 марта 2016 года.

Алёна Сычёва