«Сумерки»

Писательница Стефани Майер выпустила первую книгу серии «Сумерки» в 2005 году. Первый же фильм был снят спустя три года – его премьера состоялась 21 ноября 2008-го.

Кадр из фильма «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 2»

К этому моменту у будущей киносерии уже имелось большое количество поклонников по всему миру. Согласно статистике, большинство зрителей «Сумерек» - это женщины, но и мужская аудитория вынужденно не оставляла фильмы саги без внимания. Желанным подарком для девушки было приглашение от молодого человека на новую часть «Сумерек». Таким образом, помимо компаний, полностью состоящих из подружек, на сагу покупали билеты и парочки. Самые низкие сборы из всех вышедших на экраны фильмов сумеречной саги оказались у первой части – они составили $392 млн. Рекорд же, что логично, был установлен заключительной лентой – «Сумерки. Сага. Рассвет – Часть 2». В мировом прокате она заработала $829 млн. Когда стало ясно, что ниша молодёжного кино пустует, киностудии кинулись искать возможную замену обретшим популярность «Сумеркам». Попыток за несколько лет было несколько, но лишь одну из них можно считать удачной.

Трейлер фильма «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 2»


«Голодные игры»

Студия Lionsgate, позднее купившая Summit Entertainment, выпустившую на экраны «Сумерки», нашла достойный вариант в постапокалиптической подростковой трилогии «Голодные игры». Книги писательницы Сьюзан Коллинз расходились по миру миллионными тиражами. Первая из них увидела свет в 2008 году. На смену вампирской истории, пришла подростковая антиутопия. На руинах США, уничтоженных гражданской войной, было создано новое государство – Панем. Вот уже на протяжении более чем 70 лет каждый год проводятся так называемые «Голодные игры» - кровавые состязания между юношами и девушками, которые призваны напомнить всем о становлении Панема и власти его столицы – Капитолия. Страна была поделена на 13 районов, именуемых Дистриктами.

Кадр из фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2»

Позднее 13-й Дистрикт за неповиновение был уничтожен. Китнисс Эвердин – жительница 12 Дистрикта, попав на арену «Голодных игр», вынужденно выступает против существующей системы. Эта история, пришедшая на смену приторным «Сумеркам», ориентирована на большую аудиторию, нежели романтические сказки о вампирах. В этом изначально был её основной плюс. На сеансах «Голодных игр» зрителей-мужчин уже было несколько больше, чем на «Сумерках». Всего три части этой киносерии смогли заработать $2,3 млрд. Сравните, «Сумерки» заработали свои $3 млрд пятью частями. Заключительный фильм о Китнисс Эвердин – «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2» выходит в том числе и в 3D-формате, чем не могли похвастаться предыдущие части истории. Если посмотреть на сборы каждого фильма в отдельности («Голодные игры» - $691 млн; «Голодные игры: И вспыхнет пламя» - $864 млн; «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1» - $755 млн) станет понятно, что финальный фильм серии прибавит не только из-за объёмной картинки (и увеличившейся стоимости билетов), но и просто потому, что зрители, которые раньше не смотрели «Голодные игры», посмотрят три предыдущих картины до премьеры, а затем пойдут в кино. По мнению аналитиков «Фильм Про», финальные сборы второй части «Сойки-пересмешницы» вплотную приблизятся к миллиардной отметке или даже превысят её. По самым скромным подсчётам, эта киносерия сравняется по сборам с «Сумерками», что сделает её самым успешным проектом жанра за последние три года.

Трейлер фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2»


«Дивергент»

Американская писательница Вероника Рот в 2011 году выпустила в свет свою первую книгу – новый подростковый роман-антиутопию «Дивергент», который, как и «Голодные игры», рассказывает о героине-бунтарке.

Кадр из фильма «Дивергент, глава 2: Инсургент»

Девушка по имени Беатрис проживает вместе с родителями и братом в городе Чикаго, уцелевшем после глобальной катастрофы. Если верить легенде, этот замкнутый мир был создан выжившими. В нём существует система фракций. Каждый гражданин города, после прохождения им испытания, прикрепляется к той или иной фракции – Искренности, Эрудиции, Отречению, Дружелюбию или Бесстрашию. Если человек не проходил испытание, его изгоняли из общества – так появились афракционеры. Права на экранизацию романов были выкуплены студией Summit Entertainment, выпустившей на экраны «Сумерки». А дальше ещё интереснее. Студия Summit стала частью Lionsgate, представившей зрителям «Голодные игры». То есть люди, ответственные за две суперуспешные подростковые киносерии, решили не останавливаться на достигнутом. Другое дело, что история про дивергентов стала менее успешной, нежели её предшественники. В настоящее время на экраны вышли два фильма из четырёх запланированных. В сумме их сборы составляют на дату написания статьи $560 млн, при том, что первый фильм «Голодных игр» заработал многим больше - $691 млн. Судя по всему, зрителю стало буквально скучно – слишком много похожих проектов с однотипными историями.

Трейлер фильма «Дивергент. За стеной. Часть 1»


«Бегущий в лабиринте»

В пользу этой версии говорит и судьба другой похожей киносерии – «Бегущий в лабиринте», которая была запущена студией 20th Century Fox. Её первая часть вышла на экраны в том же 2014 году, когда в кинотеатрах стартовал «Дивергент».

Кадр из фильма «Бегущий в лабиринте: Испытание огнём»

В основу «Бегущего» положена одноимённая книжная трилогия, написанная американцем Джеймсом Дашнером. Теперь главным героем стал юноша – его зовут Томас. Молодой человек приходит в себя в некоем месте, окружённом лабиринтом, из которого невозможно выбраться. С течением времени он понимает, что лабиринт – это часть системы, в которой он сам когда-то был задействован. И, конечно, Томас решает пойти против людей, создавших эту систему. В настоящее время на экраны вышли два фильма, заработавшие в сумме $608 млн. В 2016 году ожидается премьера третьей части - она и завершит историю. Вероятно, сборы этого проекта перевалят за отметку в один миллиард, но явно не доберутся до достижений «Сумерек» и «Голодных игр».

Трейлер фильма «Бегущий в лабиринте: Испытание огнём»


«Орудия: Город костей», «Таймлесс» и другие фильмы

Были и другие попытки запустить похожие жанровые проекты. В 2013 году Sony Pictures выпустила на экраны ленту «Орудия: Город костей», основанную на одноимённом романе писательницы Кассандры Клэр. При бюджете в $60 млн, в мировом прокате этот фильм заработал чуть более $90 млн. Производство было свёрнуто, но в ближайшее время история продолжится в виде сериала на американском телевидении. В этом же году состоялась премьера немецкой киносерии «Таймлесс», основанной на подростковых романах немецкой же писательницы Керстин Гир.

Кадр из фильма «Академия вампиров»

В настоящее время на экраны вышли два фильма из трёх, общие сборы которых составили менее $10 млн. Поддержанная студией Warner Bros. лента «Прекрасные создания», по первому из четырёх романов британских писательниц Ками Гарсия и Маргарет Штоль, при бюджете в $60 млн, заработала всего $62 млн. Отдельного упоминания заслуживает несостоявшаяся новая вампирская сага – «Академия вампиров». Был снят всего один фильм, хотя писательница Райчел Мид опубликовала шесть книг этой серии. Лентой занималась студия The Weinstein Company. Бюджет «Академии вампиров», по слухам, превысил $30 млн, тогда как в прокате фильм заработал в два раза меньше. Позднее актёры и авторы картины предприняли попытку при помощи краудфандинга собрать часть средств на съёмку продолжения – это требовалось для того, чтобы показать продюсерам и студии заинтересованность аудитории. Из задумки ничего не вышло.

Трейлер фильма «Орудия: Город Костей»

Приведённые примеры говорят о том, что аудитория в настоящее время досматривает то, что начала смотреть несколько лет назад, а новые проекты подобного жанра привлекают людей гораздо меньше, чем это было два или три года тому назад. Зрителям стало скучно наблюдать за похожими друг на друга сюжетами, развивающимися в похожих декорациях. Явно, что у киновполощений «Сумерек» и «Голодных игр» вряд ли в ближайшее время появятся столь же успешные преемники, а это значит, что Голливуду придётся смириться, и попытаться придумать что-то ещё.