Юмор «Монти Пайтона» настолько самобытен и неповторим, что всё, за что они ни берутся, неминуемо становится ярким событием. Их слава началась с телевизионного шоу «Летающий цирк Монти Пайтона», которое канал «Би-би-си» (BBC) демонстрировал в 1969-1974 годах. За четыре сезона было выпущено 45 серий, которые в основном состояли из скетчей и сюрреалистических мультфильмов Терри Гиллиама. В ход шло всё, на чём строится комедия, включая пародию, сатиру, «чёрный» юмор, эксцентрику и абсурд. Главным был не сюжет, а концепт, оригинальная идея, комический гэг. Вклад этого шоу в искусство комедии неоценим, поскольку оно оказало мощное влияние не на одно поколение комиков. Самые знаменитые скетчи продолжают цитировать до сих пор, и даже существует гипотеза, что слово «спам» появилось в наше время именно благодаря одному из скетчей, в котором речь шла о кафе, где во все блюда добавляли консервированное мясо, называвшееся SPAM.

Фрагмент телешоу «Летающий цирк Монти Пайтона»

Ещё в 1971 году был выпущен первый полнометражный фильм группы «Монти Пайтон», который по сути стал дайджестом её телевизионного творчества. Лента «А теперь кое-что...» представляла собой антологию лучших скетчей «Летающего цирка Монти Пайтона». А вскоре после закрытия этого телешоу популярные комики решили уже всерьёз покорить кинематограф, и это им несомненно удалось.

В 1975 году на экраны вышла самая знаменитая их комедия «Монти Пайтон и священный Грааль», в производство которой группа Pink Floyd вложила средства, вырученные от продажи альбома The Dark Side of the Moon. В финансировании проекта также приняли участие рок-группы Led Zeppelin и Genesis. Этот фильм - своего рода хрестоматия британского юмора, в которой была не только спародирована английская мифология о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, но и создана целая галерея незабываемых комических персонажей, включая Чёрного Рыцаря. Он, как известно, отказывался признавать себя побеждённым даже после того как ему отрубили руки и ноги. Фильм стал режиссёрским дебютом в большом кино Терри Гиллиама, поставившего картину вместе с Терри Джонсом. Сценарий написали все шестеро комиков, и каждый из них сыграл по несколько ролей. В 2009 году эта лента была включена в список «100 фильмов, обязательных для просмотра», опубликованный на сайте Yahoo Movies, а в 2006 году картина попала в список «50 величайших комедий всех времён», составленный журналом Premiere.

Трейлер фильма «Монти Пайтон и священный Грааль»

Во время съёмок фильма «Монти Пайтон и священный Грааль» журналисты донимали его создателей вопросами, касающимися их следующего проекта. Однажды Эрик Айдл в горячке ляпнул, что новая картина будет называться «Иисус Христос: Жажда славы». Репортёры тут же заткнулись, а по завершении работы над фильмом комики всерьёз задумались над темой, заявленной в том названии, и решили, что поскольку снять сатиру на Христа непозволительно, они сделают пародию на времена, в которые он жил. В результате эта идея была реализована в комедии «Жизнь Брайана по Монти Пайтон» (1979), повествующей о недотёпе, которого по ошибке принимают за мессию. Картину поставил Терри Джонс, а все шестеро членов группы написали сценарий ленты и сыграли в ней в общей сложности 40 персонажей. Одним из продюсеров выступил бывший участник группы The Beatles Джордж Харрисон, который заложил свой лондонский дом и офис, чтобы добыть $4 млн, необходимые для производства картины. В итоге же фильм собрал в США $20 млн.

Трейлер фильма «Жизнь Брайана по Монти Пайтон»

Популярность «Монти Пайтона» во всём мире достигла таких огромных масштабов, что дошла и до Голливуда, где британским комикам предложили дать концерт, выступив со своими скетчами и интермедиями. В итоге он был снят на киноплёнку, и фильм-концерт под названием «Монти Пайтон в Голливуде» вышел 25 июня 1982 года в американский прокат, где собрал около $328 тысяч.

Вышедшая в 1983 году комедия «Смысл жизни по Монти Пайтону» стала последней лентой, в которой знаменитая комик-группа появилась в полном составе. На этой картине Терри Джонс и Терри Гиллиам вновь объединились в режиссёрский тандем. Фильм состоит из скетчей, в которых прослеживаются все этапы жизни человека – с рождения до смерти. Извечные вопросы бытия поднимаются в них в присущей для «Монти Пайтона» фарсовой и абсурдистско-сюрреалистической манере. Заканчивается же фильм эпизодом в рае, где, по мнению создателей ленты, всегда Рождество. Примечательно, что именно сцена в раю стала последней, в которой все шестеро участников «Монти Пайтона» появились на экране вместе. Только Джон Клиз, играющий Смерть, там неузнаваем. На Каннском кинофестивале картина была удостоена Специального приза жюри, которое возглавлял Орсон Уэллс. По этому поводу Джон Клиз пошутил на концерте «Монти Пайтона» в Аспене, сказав, что Уэллс, славившийся своей тучностью, идентифицировал себя с мистером Креозотом, невероятно толстым персонажем фильма, который настолько обжирался, что периодически извергал из себя съеденное. Кстати, Терри Джонс сыграл и мистера Креозота, и женщину, которая за ним убирала. Сборы ленты в США составили $14,9 млн при бюджете $9 млн.

Сцена с мистером Креозотом из фильма «Смысл жизни по Монти Пайтону»


В 1996 году Терри Джонс осуществил довольно забавную экранизацию сказки Кеннета Грэма «Ветер в ивах», в которой снялся вместе со своими партнёрами по «Монти Пайтону» Эриком Айдлом, Джоном Клизом и Майклом Пэлином. Нужно сказать, что эта причудливая лента очень напоминает по своему духу прежние работы Джонса и его коллег. В последующие годы Терри Джонс старался при случае напоминать о «Монти Пайтоне»: в 1996 году он создал видеоигру «Монти Пайтон в поисках Священного Грааля», а в 1999 году снял документальный телефильм «Вечер «Монти Пайтона». Однако прошло 15 лет, прежде чем Терри Джонс взялся за свою новую постановку.

«Всё могу» - это сплав фантастики, трюковой комедии и искромётного юмора «Монти Пайтона». Не раз уже использованная в кино тема исполнения желаний обретает в этой картине несколько иной смысл. Герои ленты в конце концов понимают, что далеко не всё, о чём ты мечтаешь, может принести тебе счастье, и что его лучше добиваться без помощи извне. Школьного учителя, которого инопланетный луч наделяет сверхъестественными способностями, виртуозно сыграл популярный британский комик Саймон Пегг. В роли женщины его мечты выступила очаровательная Кейт Бекинсейл, а пса Денниса, ставшего говорящим с лёгкой руки своего хозяина, озвучил Робин Уильямс. Чтобы пёс смотрел на него в кадре, Саймону Пеггу приходилось класть на голову сосиску. Интересно, что первыми кандидатами на главные роли были Бенедикт Камбербэтч и Джемма Артертон. Терри Джонс признался, что на создание этого фильма его вдохновил рассказ Герберта Уэллса «Человек, который умел творить чудеса», по мотивам которого в 1936 году была снята одноимённая британская комедия.

Трейлер фильма «Всё могу»

Все пятеро ныне здравствующих членов группы «Монти Пайтон» вновь собрались вместе не только на съёмках фильма «Всё могу», но и на прощальном концерте, который прошёл с оглушительным успехом 20 июля 2014 года в Лондоне. Возможно, на сцене они действительно больше не появятся, но уходить на покой им пока не хочется. И хотя им всем уже за 70, они продолжают работать в кино и на телевидении.

Сюжет программы «Вести» на канале «Россия 24» о прощальном концерте комик-группы «Монти Пайтон»