Александра Сулим
Насколько своевременно обсуждение перспектив российско-китайской копродукции?
Валерий Петрухин
Очень своевременно. Мы анонсировали, что в сентябре 2016 года на «Кино Экспо» будет совместный стенд «Русской Фильм Группы» и China Film Group, где мы будем обсуждать эти перспективы и очень неординарно представим наш проект «Вий 2. Путешествие в Китай» - пока единственный пример копродукции, прошедшей необходимое сито отбора.
Александра Сулим
С чем связаны сложности в развитии копродукции? Стоит ли с этим связываться?
Алексей Петрухин
Есть несколько мнений. С экономической точки зрения, не нужно пояснять потенциал китайской киноиндустрии. Сегодня доступ к большим экранам имеет всего 120 миллионов китайцев; к концу 2016 года это число должно увеличиться до 600 миллионов. Кроме того, необходимо продвигать наше кино за рубежом. Можем развиваться в сторону Юго-Восточной Азии, так знакомить другие народы со своей культурой. А процесс этот сложен, потому что Китай невероятно заботится о сохранении своей культуры. У них цензура - это не бюрократия, а безопасность государства. Китайская делегация высокопоставленных чиновников приезжала в Москву, чтобы лично познакомиться с каждым членом нашей съёмочной группы и понять отношение к Китаю. Нужно, чтобы фильм взаимно продвигал наши культуры. Китаю в этом плане не так важны деньги, хотя они понимают их ценность и силу.
Александра Сулим
Зачем это нужно нам, ясно. А зачем это нужно китайцам?
Алексей Петрухин
Им почти неинтересна наша индустрия. В рамках презентации возможных проектов для копродукции мы представили китайским коллегам огромное количество вариантов, а они со своей стороны предложили проекты без всякого интереса. Но в продолжении «Вия» они увидели интересный способ раскрыть взаимодействие китайской и русской культуры глазами английского путешественника. Это также открывает для нас европейский и американский рынок.
Александра Сулим
На какой стадии производства сейчас «Путешествие в Китай»?
Алексей Петрухин
Работа в самом разгаре. Половина ленты снята, два месяца велись репетиции боёв. Мы не привыкли к такой сложной хореографии в кино, а ведь ещё сами съёмки будут идти дней сорок.

Тизер фильма «Вий - 2. Путешествие в Китай»

Александра Сулим
Джеки Чан всё ещё остаётся частью проекта?
Алексей Петрухин
Да, он в игре. Более того, его команда уже обсуждает наш следующий совместный проект. Джеки Чан мудрейший человек. Я невероятно рад, что мы не просто познакомились, а работаем вместе, спорим. Уже ради одного этого стоило заниматься нашим делом.
Александра Сулим
Вы продюсируете большие проекты, но в то же время сняли камерный фильм «Училка», который успешно идёт на фестивалях. Как вы думаете, какой из этих видов кинематографа важнее для нашей индустрии?
Алексей Петрухин
И то и другое важно. В обоих случаях главное - то, что мы хотим донести какие-либо чувства зрителям. Да, визуальные эффекты нужны для привлечения аудитории, особенно молодой, но это не самоцель. Что касается «Училки» - у меня нет режиссёрских амбиций. Изначально на проекте был другой режиссёр, но он отказался снимать, думая, что это никто не будет смотреть. Это актёрское кино; прекрасные актёры заперлись в кабинете на три недели, всё сняли, потом такие же профессионалы всё смонтировали. Я в картине, конечно, высказался о наболевшем, но ожидал, что получится фестивальный монолог для избирательных зрителей. А в итоге фильм ездит по городам и везде собирает полный зал. Уже не боюсь сказать, что картина делает мир лучше, потому что могу судить по реакциям зрителей. Вообще, фильм стоило сделать только ради актёров. Я вижу, как они изменились после съёмок, повзрослели. У молодых актёров не было совместных репетиций с Ириной Купченко, что в результате произвело поразительный эффект. Надеюсь, кинотеатры внимательно отнесутся к картине. Нельзя так делить - коммерческое кино или нет. Если зрителю нравится, он пойдёт в любом случае. Снять фильм - самое простое в кинобизнесе. Сложнее - донести его до зрителя.

«Кино Экспо»-2015: интервью с Алексеем Петрухиным