Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Чулпан Хаматова. Ускользающая

К портрету актрисы

Не так много ярких актрис дал российский период нашего кино. Чулпан Хаматова среди них – наверное, самая яркая, самобытная, умная и глубокая. С каждым годом смотреть на её работу становится всё интереснее, и её взлетевшая многие годы назад звезда не меркнет.

Чулпан Хаматова. Ускользающая

Чулпан Хаматова. Ускользающая

Фильм Вадима Абдрашитова «Время танцора». На двадцатой его минуте нам показывают сцену танцев в большой комнате. Под залихватскую мелодию пляшут вприсядку мужики. А где-то у стены пританцовывает молоденькая красавица в красной футболке и мини-юбке. «Ты кто?» - спрашивает у девушки главная героиня (вернее, та, которая нам до этого казалась главной). Та хохочет и продолжает танцевать свой жестокий, соблазнительный танец. «А я вот приехала. И буду жить, жить!», - не унимается героиня. Девушка хохочет, упирает руки в боки и начинает небрежно выделывать коленца своими красивыми ножками на высоких каблуках. «Пол, смотри, провалишь, аж стёкла от тебя дрожат», - насмешливо кричит она наконец героини, которая тоже пытается плясать. На девушку случайно проливают миску рассола, но мокрая она становится ещё привлекательнее. «Да кто ты, кто?!» - почти молит героиня. «Ещё узнаешь» - хохочет красотка. «А чья ты, чья?» - «Ещё увидишь!» Вдруг она прекращает свой танец и уже властно и устало бросает главному красавцу: «Господин хорунжий! Сколько можно ждать, ваше благородие?» - и так же властно выходит, покачивая бёдрами. Он бросается за ней. На улице они знакомятся. Она курит, потом раздевается догола, набрасывает на себя бурку, садится к хорунжему на коня и с ним уезжает в ночь. Так кинозритель России узнал, что у нас появилась большая актриса с непривычным именем Чулпан. В переводе с татарского - «звезда рассвета». Во «Времени танцора» у неё главная роль. Роковая, страшная женщина, прячущая за показным цинизмом нежность и хрупкость. Один из тех загадочных, пугающих, иррациональных призраков, которые населяют творчество написавшего сценарий Александра Миндадзе.

Кадр из фильма «Время танцора»


Сразу за съёмками у Абдрашитова последовала работа у Валерия Тодоровского, и если интеллектуальный фильм «Время танцора» мог для широкой публики оказаться слишком сложным, то «Страна глухих» - это один из главных хитов 90-х. После него Чулпан Хаматова мгновенно превратилась в звезду, а не просто актрису, показавшую высокий уровень игры. Она опять играет героиню-перевёртыша. Сначала она – кроткая, влюблённая девушка, готовая ради спасения своего парня на всё, даже на торговлю телом, которое организовывает её глухая подруга. Но стоит ей встретить первого же клиента, бизнесмена, бандита, авторитета в «глухом» подпольном мире альтернативной Москвы, как она резко меняется. И вот уже он со знакомой нам интонацией вопрошает её: «Да кто ты такая?!» - и она опять не отвечает. А что её героине ответить? Она и её подруга в страшном мире 90-х спасаются в своём локальном мирке, она – мечтой спасти возлюбленного, подруга – странным желанием уехать вместе к морю. Хаматова неотразимо привлекательна и парадоксально загадочна в этой роли. Она играет сразу коварство и наивность, отчаяние и веселье. Её героини проваливаются из одной жизни в другую и мгновенно приспосабливаются, вернее, начинают существовать уже в другом качестве, с другой личностью. Была примерной девушкой – стала проституткой. Была слышащей – превратилась в глухую. Хаматова при этом оставалась образцом женственности и сексуальности, каких рядом с ней в нашем кино 90-х просто не было.

Трейлер фильма «Страна глухих»

«Лунный папа» - это третий большой триумф Чулпан Хаматовой. Опять перед нами альтернативная реальность: картину часто сравнивают с кинематографом Эмира Кустурицы, с которым у неё, действительно, немало общего. Только в этой фантазии место у героини Хаматовой, напротив, самое приземлённое, бытовое. Обычная восточная девчонка Мамлакат в ситцевом платьице, наивная, глуповатая, но добрая. Просто с ней происходят странные вещи: в результате таинственного ночного приключения она из девушки становится женщиной, да ещё и беременной. Хаматова здесь опять полностью интегрируется в среду, становится частью этого странного анекдота из деревенской жизни, когда девушка услышала голос, а потом проснулась уже матерью. Актриса играет простоту, которая подобна святости, и каждый её шаг вызывает у зрителя улыбку и восторг. Не соблазнительная femme fatale, а ребёнок, к которому можно относиться только с нежностью. Страдание и танцы, мужество и робость – всё это Хаматова и здесь сыграла с поразительной самоотдачей.

Трейлер фильма «Лунный папа»

Фильмы эти вышли с 1997 по 1999 годы, и Хаматова в свои двадцать с небольшим превратилась в главную российскую актрису. А поскольку в России проката практически не было, и фильмы ведущих российских режиссёров искали себе аудиторию за рубежом, Хаматову заметили и в Европе, стали приглашать туда сниматься. Она активно работает в Германии, тем более что «Страну глухих» показывали на Берлинале в основном конкурсе, а «Лунный папа» снимался при активном участии немецкой стороны. Вершиной этой части карьеры Хаматовой стала роль в фильме «Гуд бай, Ленин!» - популярной мейнстримовской комедии, где Чулпан сыграла советскую медсестру, влюбившуюся в молодого немца и помогающую ему дурачить очнувшуюся после комы мать. Эта картина тоже поборолась за «Золотого медведя», а после получила ряд крупных европейских призов. Хаматова могла сыграть на этом успехе и окончательно превратиться в западную актрису, но ограничивается тем, что раз в несколько лет снимается в зарубежных фильмах, часто в небольших ролях. Последним ярким опытом стало её появление в фильме Иштвана Сабо «Инородное тело».

Трейлер фильма «Гуд бай, Ленин!»

Хаматова осталась в России. Нужно отметить, что начала 2000-х она как бы подутратила интерес к кинематографу, словно он был ею уже завоёван и покорён. Конечно, она продолжает сниматься, и снимается относительно много, но это, в основном, роли в телесериалах: «Дети Арбата», «Доктор Живаго», «Казус Кукоцкого», «Достоевский», «Пепел». Исключение здесь она, может быть, делает только для Алексея Германа-младшего, который приглашает её в каждую свою новую картину и у которого она сыграла свои лучшие кинороли за последние десять лет. Забавным экспериментом выглядит её появление в последней работе Германа «Под электрическими облаками», где она загримирована под бомжеватого мальчишку, и узнать её можно не сразу. Особенно же стоит отметить её работу в картине «Бумажный солдат», где пропущенная через воспалённое восприятие главного героя картина мира включает в себя и такую взрослую, умную и при этом чужую женщину, которой стала для него его жена. Хаматова умеет быть на экране чужой, держать дистанцию. Чужой, но любящей – этот парадокс она, мать трёх дочерей от троих разных мужей может воплощать на экране невероятно достоверно.

Кадр из фильма «Бумажный солдат»


Вообще же, кино для Хаматовой отошло на второй план. На первом плане у неё уже давно театр, где у неё идут с непрекращающимися аншлагами как новые, так и премьерные спектакли. Это прежде всего «Современник», куда она поступила ещё в 1998 году. «Мамапапасынсобака», «Голая пионерка», две роли в разных постановках «Трёх сестёр», недавний «Играем… Шиллера», где у Хаматовой трагическая роль Марии Стюарт. Всё это постановки, которые давно стали брендами. В этом году у Хаматовой была очередная премьера – после полувекового перерыва в репертуар театра вернулся спектакль «Двое на качелях», снова в постановке Галины Волчек. Спектакль на двоих – и у Хаматовой здесь особенная для неё роль, как она сама признаётся.

Сюжет телеканала «Культура» о спектакле «Двое на качелях»

Очень важно для Хаматовой и участие в спектаклях Театра наций. Вышедший в 2008 году спектакль «Рассказы Шукшина», где Хаматова играет сразу девять ролей – вместе с Евгением Мироновым, до сих пор – главный хит театра. Цены на билеты туда достигают пятизначных отметок, но попасть в зал всё равно почти невозможно, хотя спектакль прошёл уже более сотни раз.

Сюжет программы «Вести» о юбилейном спектакле «Рассказы Шукшина»

Хаматова на сцене Театра наций играет в Мироновым и в других спектаклях. Может быть, поэтому никто не удивился, узнав, что они вдвоём решили сыграть в фильме по роману Дины Рубиной «Синдром Петрушки». Хаматова там снова – чужая и любящая, страдающая и счастливая. К тому же, ей пришлось сыграть ещё и силиконовую куклу, свою точную копию. Сыгранность актёров чувствуется в каждом кадре, словно бы он так сроднились на сцене, что естественно продолжают существовать вместе и в кадре. При этом Хаматова остаётся загадкой, она сама по себе, непонятая и непонятная, но влекущая, страстная – не зря её многократно называли главным секс-символом нашего кино.

Трейлер фильма «Синдром Петрушки»

Но это всё на экране. В жизни же Хаматовой уже много лет есть что-то, чему она отдаётся с не меньшей страстью, чем искусству. Вместе с Диной Корзун, партнёршей Хаматовой по фильму «Страна глухих», она начала помогать детям, страдающим от онкологических и онкогематологических заболеваний, для чего в 2006 году они вместе с Галиной Чаликовой (ей Хаматова посвятила свою роль в спектакле «Двое на качелях») организовали фонд «Подари жизнь». Самоотверженная работа Хаматовой и Корзун привлекла к фонду многих жертвователей и волонтёров, сегодня это одна из крупнейших российских организаций такого рода. Это – Хаматова, которую мы не знаем по фильмам и спектаклям, хотя и можем попытаться угадать.

Впрочем, если верить образам Хаматовой, угадывать её бесполезно и пытаться. Она принадлежит к тем женщинам и актрисам, которые вызывают прежде всего восхищение и уважение, которые растут из года в год. А у неё всё только начинается, она нам ещё покажет многое такое, о чём мы и не подозревали.
Доктор Живаго (сериал), Пепел (сериал), Достоевский (сериал), Гуд бай, Ленин!, Лунный папа, Время танцора, Страна глухих, Бумажный солдат, Синдром Петрушки, Инородное тело, Под электрическими облаками
Валерий Тодоровский, Дина Корзун, Иштван Сабо, Эмир Кустурица, Вадим Абдрашитов, Алексей Герман-мл., Евгений Миронов, Александр Миндадзе

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Назад
Вперед
Все фильмы>
Rambler's Top100