Главная тема, вокруг которой и строилась дискуссия, - нужно ли участникам индустрии ставить во главу угла интересы российских фильмов в прокате. Учитывая очевидную необходимость поддержки национального кинематографа, проблема может показаться самоочевидной, однако мнения участников дискуссии разделились. Так, Александр Роднянский, продюсер блокбастеров Фёдора Бондарчука, уверен, что слабость позиций российского кинематографа - в отсутствии разнообразия:

Из 50 российских фильмов, что выходят в российский прокат каждый год, большие деньги приносят только 3-4 картины. Нам нужно поднимать средний уровень, в России почти нет крепкого жанрового кино. В то же время дешёвыми комедиями аудиторию уже «перекормили». Мы хотим, чтобы доля российских фильмов в прокате росла, но она всё же не отражает качество и даже количество наших картин».


Сергей Сельянов, руководитель компании «СТВ», в свою очередь, отметил, что проблема на самом деле не в малом количестве блокбастеров:

В прокате работают простые пропорции. В США, допустим, выпускают 200 потенциальных хитов в год - но много собирают только 20 из них. То же у нас, просто со скидкой на количество: если из 50 картин пять станут востребованными, то это можно считать удачей. Никакой другой модели, кроме такой пирамиды, в мире не придумали. Ну а кинотеатрам не так важно, российское кино или нет, - для них принципиально, чтобы приходило больше зрителей. О российском кино беспокоятся в основном российские продюсеры».



Интересной статистикой поделился Алексей Бардин, председатель Российской ассоциации провайдеров VOD (видео по запросу), - оказывается, в интернете российское кино пользуется куда большим спросом:

Количество российских фильмов в онлайн-кинотеатрах от общего числа составляет примерно 15-30%. При этом количество просмотров отечественных фильмов - 50-60%. Это значит, что люди заинтересованы российским кино, но отсутствие жанрового разнообразия и блокбастеров мотивирует их не смотреть его на больших экранах».

Участники дискуссии сошлись во мнении, что качество картин всё же играет очень важную роль, вне зависимости от коммерческих перспектив. Директор национальной сети кинотеатров «Синема Парк» Гоарик Котанджян поделился результатами проведённого им эксперимента:

Наша основная проблема в том, что поход в кино перестал быть традицией. Теперь это событие. Соответственно, зритель, который ходит в кино реже, выбирает его придирчивее. И дело тут уже не в деньгах. Мы провели эксперимент: выбрали неудачный в прокате российский фильм и снизили на него цену вдвое. Это не помогло, на него всё равно никто не пошёл, потому что фильм оказался некачественным».

Наконец, генеральный директор кинокомпании «Двадцатый Век Фокс СНГ» Вадим Смирнов подчеркнул, что даже для производителей фильмов кассовый потенциал не может быть определяющим критерием:

Львиная доля деятельности кинокомпании - это отсев «мусорных» проектов. Главное - качество. Даже картина с большим бюджетом не пройдёт наш отбор, если сделана плохо. В свою очередь, если фильм получился достойный, то он заслуживает проката и при скромном бюджете. В лучшие годы российского проката его доля от общих сборов составляла 25%, но важнее всего - чтобы за кино не было стыдно».

«Кино Экспо»-2015, традиционно собравший ведущих деятелей российской киноиндустрии, проходит в Санкт-Петербурге с 27 сентября по 1 октября. Сюжет с «Кино Экспо», обозревающий ключевые события форума, смотрите в следующем выпуске «Индустрии кино».