1. Рэнди, «Девушка из долины»


Николай Кейдж начал сниматься ещё в средней школе, которую он, впрочем, бросил ради кино. Несколько телевизионных ролей, потом – пара эпизодов в полнометражных фильмах, и вот Кейдж получает первую главную роль в своей жизни. Его Рэнди – темпераментный юноша с улицы, «плохой парень», который влюбился в девушку из мещанского окружения с мещанскими же взглядами. «Девушка из долины» - это музыкальная молодёжная мелодрама, но нашим временам довольно смелая, потому что в ней много сквернословия и лёгкой эротики. Рэнди борется с окружением девушки за её сердце, чтобы устроить скандал на школьном балу, избить конкурента, забросать его пирожными и поцеловать ту, которую он любит. Фильм пользовался коммерческим успехом, и Кейджа сразу стали приглашать сниматься в кино. Его типаж, высокого, нервного парня с большими грустными и сумасшедшими глазами, оказался востребованным, а сам Кейдж, ранее утверждавший, что выбрал свой псевдоним в честь уродливого героя комиксов Люка Кейджа, всё чаще стал говорить, что он просто любит музыку Джона Кейджа. Но и прежнюю версию он окончательно не опроверг.

Кадр из фильма «Девушка из долины»


2. Эл Колумбато, «Птаха»


Первая драматическая главная роль Николаса Кейджа известна, главным образом, тем, что при подготовке к ней, как говорят, Кейдж потребовал, чтобы ему без наркоза вырвали два зуба, как его герою Элу. Он играет вернувшегося из Вьетнама парня, который всё время проводит с бывшим сослуживцем по кличке Птаха (его имя мы из фильма так и не узнаем). Их дружба, освящённая войной, становится поводом для пацифисткой психоделической рефлексии Алана Паркера (музыку к фильму написал Питер Гэбриэл), которая для американского массового зрителя оказалась слишком сложной. Но теперь никто не мог отрицать, что Кейдж – человек в кино не случайный, что ему можно доверять сложные образы, и он, несмотря на молодость, а к моменту выхода «Птахи» ему было всего двадцать лет, с ними справится.

Кадр из фильма «Птаха»


3. Чарли Боделл, «Пегги Сью вышла замуж»


После двух эпизодических ролей Коппола доверил племяннику почти главную – главная звезда фильма «Пегги Сью вышла замуж» всё же Кэтлин Тёрнер. В каком-то смысле этот фильм – логическое продолжение «Девушки из долины» и, при этом, пародия на «Назад в будущее». Итак, Пегги Сью развелась с Чарли и отправилась на день выпускников, чтобы как-то снять стресс. Ей 43, будущее непонятно, но жить с Чарли она больше не в состоянии: хуже мужа просто представить нельзя, и он, кстати, ушёл к другой женщине. На вечеринке она отключается и вдруг попадает в прошлое – теперь она снова в выпускном классе, и у неё роман с Чарли. Но теперь она сможет не губить своё и вовремя с ним «развязаться». Кейдж здесь сыграл своего героя в двух возрастах, и главная сложность его работы в том, чтобы показать в юноше всех тех «тараканов», которые прорастут в будущее и превратят его в главного врага своей жены. Чарли раним, уязвим, но он может доказать, что его есть, за что прощать и любить, и что Пегги должна вновь выбрать его, даже с позиции брошенной много лет спустя женщины. Это был последний раз, когда Кейдж играл у дяди в фильме. Они постоянно ссорились, и Коппола несколько раз уже собирался заменить Кейджа кем-нибудь другим прямо во время съёмок.

Кадр из фильма «Пегги Сью вышла замуж»


4. Сэйлор Рипли, «Дикие сердцем»


Сэйлор в «Диких сердцем» - роль, после которой о Николасе Кейдже узнал весь мир. Не в последнюю очередь, благодаря тому, что фильм получил «Золотую пальмовую ветвь». О самом фильме мы уже писали, а вот об образе Сэйлора стоит сказать отдельно. Во-первых, Николас Кейдж здесь сам поёт, и поёт красиво. Во-вторых, Сэйлор носит оглушительно безвкусный пиджак из змеиной кожи и вспоминает, как он «перепихнулся» с матерью своей девушки в туалетной кабинке. Большую часть экранного времени он со своей любимой, Лулой, проводит в постели, в остальное время он либо курит, либо дерётся, либо танцует, либо делает всё это сразу. «Я грабитель и убийца. Какой из меня отец?» - вопрошает он фею в своих галлюцинациях. После чего просит у столпившейся над ним шпаны прощения за то, что назвал их извращенцами, и с криком уносится вдаль.

Кадр из фильма «Дикие сердцем»


5. Бен Сандерсон, «Покидая Лас-Вегас»


Даже если бы за эту роль Кейдж не получил единственный в своей жизни «Оскар», всё равно её бы считали лучшей в его карьере. Его герой приезжает в Лас-Вегас с единственной целью – упиться алкоголем до смерти. Депрессивно-декадентское состояние Бена нарушает встреча с проституткой Серой, в которую он немедленно влюбляется и с которой планирует провести остаток своих дней – то есть, совсем чуть-чуть до летального исхода белой горячки. Как бы Сера ни пыталась вдохнуть в Бена желание жить, он всё равно продолжает пить и умирает, потому что чудеса случаются не в каждом фильме. Перед съёмками фильма Кейдж уходил в реальные запои, а также посещал клиники и общался с алкоголиками. Но и этого было мало. В большинстве сцен он снимался пьяный, чтобы поведение и речь героя были правдоподобными, но при этом нельзя было забывать о том, что это фильм о любви, и продолжать играть во что бы то ни стало.

Трейлер фильма «Покидая Лас-Вегас»

6. Кастор Трой/Шон Арчер, «Без лица»


После успеха фильма «Покидая Лас-Вегас» Николас Кейдж решил несколько сменить амплуа. Теперь он стал просить гонорары, исчисляемые миллионами долларов, а такие гонорары можно было получить, только снимаясь в боевиках. Специально для этого Кейдж стал активно заниматься спортом, значительно улучшил свою фигуру, перешёл на здоровый, насколько это возможно при его характере, образ жизни. Возможно, самый яркий среди этих боевиков – «Без лица» Джона Ву, где Кейдж, по сценарию, играет сразу двоих персонажей – полицейского и преступника. Герои в какой-то момент меняются внешностью, и дальше уже сложно понять, кто есть кто под каждой личиной. Роль потребовала от Кейджа огромных физических усилий, потому что Джон Ву]Джон Ву[/URLEXTERNAL] выступает за реализм, но особенно удались Кейджу сцены шизофренической борьбы души полицейского с телом преступника.

Кадр из фильма «Без лица»


7. Сет, «Город ангелов»


Параллельно с экшнами Кейдж не забывает сниматься в других жанрах, стараясь сохранять предельно разнообразную палитру. «Город ангелов» критики всего мира осудили за то, что ремейк великого фильма «Небо над Берлином» превратился в слащавую мелодраму, но для Николаса Кейджа роль ангела, ради любви отказавшегося от неба и сошедшего к предмету своего обожания, оказалась важной. Теперь для миллионов простых телезрительниц всего мира, которые, конечно, ничего не слышали о «Небе над Берлином», Кейдж превратился в экранного героя-любовника без отрицательного обаяния. Фильм заработал в мировом прокате 200 миллионов долларов и до сих пор считается классикой массовой американской мелодрамы. Среди подвигов Николаса Кейджа при работе над этой ролью можно отметить следующий. Поскольку ангелы не испытывают потребность в моргании, Кейдж долго тренировался и добился того, чтобы не моргать почти десять минут. К счастью для него, сцен, где это требовалось, в фильме не так много. Кроме того, в одной сцене он сидит на крыше небоскрёба, что для Кейджа, боящегося высоты, было совсем не просто.

Кадр из фильма «Город ангелов»


8. Чарли Кауфман/Дональд Кауфман, «Адаптация»


Кейджу, который уже не раз играл по два персонажа за фильм, в «Адаптации» удалось сделать ещё больше. Здесь он играет двоих братьев, Чарли и Дональда Кауфманов. Оба пишут сценарии, но один – аутичный закомплексованный неврастеник, не способный справиться ни с собой, ни с текстом, а другой – самоуверенный бонвиван, который хочет сделать сценарий экшна. Чтобы преодолеть творческий кризис, Чарли вводит в сценарий себя, и так появляется некий третий персонаж, а поскольку реальность и вымысел вдруг начинают перемешиваться, то карусель из Кауфманов с лицом Николаса Кейджа начинает вращаться всё сильнее. Зрителю, в качестве затравки, заодно сообщается, что среди сценаристов этого фильма – Чарли и Дэвид Кауфманы, причём Чарли Кауфман – вполне реален, это один из самых ярких американских авторов, а Дэвида никогда не существовало. Смотреть на игру Кейджа от этого становится ещё интереснее.

Трейлер фильма «Адаптация»

9. Теренс МакДонах, «Плохой лейтенант»


Вернер Херцог утверждает, что не смотрел фильм Абеля Феррары и даже не слышал о существовании такого режиссёра. Но он прекрасно знает, что его фильм всегда сравнивали и будут сравнивать с той картиной. Знал это и Николас Кейдж, которому предстояло в постановке Херцога переиграть ультрахаризматичного Харви Кейтеля. Его плохой лейтенант тоже не может жить без секса, наркотиков и азартных игр, зато у него, в отличие от «предшественника», хотя бы появилось имя. Герой Кейтеля был просто «лейтенант», его имя нигде не сообщалось. Здесь от Кейджа требовалась особая концентрация, но на опасные эксперименты ради роли он идти отказался. Например, в сценах с кокаином он на самом деле нюхает детскую присыпку. Более того, сам актёр утверждает, что он ни разу даже не выпил перед съёмками. Абель Феррара очень скептично отнёсся к этому фильму и к игре Кейджа в частности. Справедливости ради, заметим, что Кейтель остался непревзойдённым, в то время как Кейдж всё-таки сыграл далеко не худшую роль в своей карьеры. Но не гениальную.

Кадр из фильма «Плохой лейтенант»


10. Граг, «Семейка Крудс»


Из-за больших финансовых проблем Кейдж в последние годы снимается преимущественно в коммерческом кино, где можно рассчитывать на высокие гонорары. Следуя голливудской моде последних лет, он также активно участвует в озвучании анимационных блокбастеров, среди которых «Семейка Крудс» - самый яркий, не зря его мировая премьера состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля. Роль Кейджа здесь очень неожиданная: он озвучивает отца семейства, которых переполнен архаичными и реакционными стереотипами. Он чрезмерно опекает своих детей, от души желает смерти тёще и больше всего на свете боится любых перемен. Сильный, добрый, любящий, но чрезвычайно ограниченный, близорукий, простодушный человек. Такого персонажа у Кейджа прежде не было, да и трудно представить себе, чтобы он мог появиться где-то, кроме как в анимации, потому что внешность Кейджа никак не соответствует названным качествам. «Когда я увидел своего персонажа, я немного напрягся, потому что я, мягко говоря, на него не похож, - рассказывал Кейдж в Берлине. – Но потом я начал его понимать. Мне ясен образ отца, который помешан на том, чтобы всех защитить. Ясно его беспокойство, его гнев. Дальше все пошло нормально. Нужно было просто сильнее вложиться в голос, который тут главное». Работу над озвучанием этого фильма Кейдж сравнил с джазом. А когда у него спросили, где бы он ещё хотел сыграть, он ответил: «Так, постойте, где я ещё не снялся? Пожалуй, это был бы мюзикл. Знаете, вокруг всё взрывается, рушится, а я пою и танцую». Когда Кейдж, который ещё совсем не стар, исполнит это пророчество, мы добавим к десяти его ярким ролям одиннадцатую.

Трейлер фильма «Семейка Крудс»