Портал Hopes&Fears проделал уникальную работу - его авторы составили список, в который включили все самые главные вехи, касающиеся истории и развития звуковых эффектов. А началось всё в 20-е годы XX века.

«Певец джаза», 1926

Немое кино озвучивалось при помощи музыкальных инструментов, к которым постепенно прибавлялись различные звуковые эффекты – звуки шагов, ударов или, например, закрывающейся двери. Их придумал Джек Донован Фоли, начавший озвучивать аудиоспектакли на радио. Голос пришёл в кинематограф в 1927 году, когда на экраны вышла картина «Певец джаза». Так появилась звуковая система Вайтафон, которая и позволила зрителям не только видеть, но и слышать. Тогда ещё не существовало технологий, позволяющих записывать совмещённую фонограмму, поэтому звук писался на граммофонную пластинку. Она воспроизводилась проигрывателем, синхронизированным с проектором общим приводом.

Фрагмент фильма «Певец джаза»



«Тарзан, человек-обезьяна», 1932

В дальнейшем работа над звуковыми эффектами вышла на новый уровень. В 30-х годах XX столетия случился настоящий бум идей. Так, в рамках работы над картиной «Тарзан, человек-обезьяна», был придуман крик Тарзана. Студия MGM, которая выпустила фильм на экраны, объяснила, что этот узнаваемый звук стал продуктом соединения звуков трёх различных животных, а также оперного вокала и нескольких струнных инструментов. Существует и другая версия. Говорят, что этот звук издавал Джонни Вайсмюллер, исполнивший в фильме главную роль, однако подтвердить этот факт кроме него самого, его двух сыновей и партнёрши по картине никто так и не смог.

Фрагмент фильма «Тарзан, человек-обезьяна»



«Кинг Конг», 1933

Год спустя на экраны вышел фильм «Кинг Конг», в котором перед зрителям впервые предстала огромная обезьяна. Учитывая фантастическое происхождение этого существа, авторам картины предстояло крепко задуматься над тем, как создать его рычание. Родившийся в России в 1903 году звукорежиссёр Мюррей Спивак рассказал в интервью журналу «Популярная механика» о том, что крик Кинг Конга был получен не из плача гориллы, как многие могли подумать, а при помощи совмещения рычания льва и тигра.

Фрагмент фильма «Кинг Конг»



«Годзилла», 1954

Крик Годзиллы стал одним из самых узнаваемых звуков в мировом кинематографе. Впервые он прозвучал в одноимённом фильме в 1954 году. Его придумал композитор Акира Ифукубе, написавший музыкальное сопровождение для фильма. Голос Годзиллы – это толстая кожаная перчатка, которой водят по струнам контрабаса. Записанный звук подвергли обработке и наложили эффект реверберации. Некоторые слышат в нём звук, возникающий, когда водишь ногтями по доске для мела, но с изменённой тональностью.

Фрагмент фильма «Годзилла»




«Далёкие барабаны», 1991

В вестерне студии «Уорнер Бразерс» «Далёкие барабаны», который вышел на экраны в 1951 году, впервые прозвучал «Крик Вильгельма», названный так в честь одного из героев картины. Позднее звук был использован более, чем в 300 мультфильмах и фильмах. Например, его можно услышать в «Крепком орешке 2», «Истории игрушек», «Пятом элементе», «Звёздных войнах» и даже во «Властелине колец».

Ролик «Крик Вильгельма»





«Психо», 1960

Самый узнаваемый звук фильма «Психо» Альфреда Хичкока – нож, входящий в плоть Мэрион Крэйн. Звук, который пугает неподготовленного зрителя – таким он реалистичным получился. История доносит до нас, что этот звук был получен при помощи ножа и зимней дыни, которую ещё называют Кассаба. Прежде, чем выбрать нужный фрукт, Хичкок лично послушал звуки, издаваемые различными фруктами. Из всего многообразия, которое было ему предоставлено, он выбрал именно эту дыню.

Фрагмент из фильма «Психо»





«Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда», 1977

Ещё один легендарный звук из мира кино – световой меч из «Звёздных войн». Создал его звукорежиссёр Бен Бёртт, занимавшийся эффектами фильма «Новая надежда». Это звук двух моторов кинопроекторов, совмещённый с записанными помехами, которые возникают, когда подносишь микрофон к динамику телевизора.

Трейлер фильма «Звёздные войны. Эпизод IV»



«Терминатор 2: Судный день», 1991

В фильме Джеймса Кэмерона, который вышел в начале 90-х годов, использовались в том числе и современные технологии, но кое-что всё-таки делали по-старинке. На сцену, в которой Терминатор Т-1000 (из жидкого металла) проходит через металлическую решётку, обратили внимание многие зрители, а всё из-за странного звука, который можно услышать в этот момент. Звукорежиссёр Гэри Ридстром, получивший премию «Оскар» за эту картину, признался, что этот характерный звук стоил команде картины всего 75 центов. Для его записи потребовалась банка собачьих консервов и обыкновенная соломинка, через которую массу, содержащуюся в банке, медленно высасывали.

Фрагмент фильма «Терминатор 2»



«Люди Икс», 2000

В фильме Брайана Сингера «Люди Икс», который вышел на экраны в 2000 году, был персонаж по имени Росомаха. Особенность Росомахи – лезвия, которые появляются у него из рук. Звук, с которым эти лезвия выходят, был записан при помощи обычного ножа и его ножен. Нож резко выдёргивают из чехла, а получается звук, который использовали для создания образа Росомахи.

Фрагмент фильма «Росомаха. Бессмертный»