Ни для кого не является секретом, что Гас ван Сент – гомосексуалист. Он говорит об этом спокойно и открыто, добавляя при этом, что это всё равно не имеет никакого значения, если речь идёт о его фильмах. Действительно, биография ван Сента мало что объясняет, поэтому вот минимум необходимой информации, которую принято сообщать при рассказе о человеке.

Гас ван Сент родился 24 июля 1952 года в городе Луисвилл, штат Кентукки. С детства увлекался любительской киносъёмкой на 8 мм, занимался рисованием, даже поступил учиться на дизайнера. Но потом понял, что будет снимать кино. Поработал ассистентом у разных режиссёров, снял пару короткометражек, организовав параллельно музыкальную группу Destroy All Blondes. Снимал рекламу, работал звукооператором. Всё для того, чтобы скопить небольшие деньги и снять полнометражный фильм.

Дебют ван Сента «Дурная ночь», также известный как «Мала ноче», сразу принёс ему известность в определённых кругах, и дело тут не только в сюжете, хотя он довольно смелый для 1985 года. Юный Уолт влюбился в мексиканца-нелегала, но тот отказывается с ним спать даже за деньги. А вот друг мексиканца – не отказывается, а Уолт всё надеется соблазнить смуглого юношу. Зрителей однако не так привлекал сюжет, как стиль фильма. С одной стороны, он очень характерен для молодого независимого кино 80-х: чёрно-белое изображение, многозначительное молчание героев, афористичные диалоги, игра со светом и тенью, медленный темп и т.д. С другой, уже здесь проявляется стремление режиссёра добиться некой особой плавности в визуальной передачи эмоций. Такое размывание драматургии, чтобы фабула ушла на второй план, а осталось только тягучее переливание образов из одного в другой. Кроме того, ван Сент уже здесь показал мастерскую работу с актёрами, которые невероятно органично существуют в кадре.

Кадр из фильма «Дурная ночь»


Дальше карьера ван Сента развивалась стремительно. Второй его фильм, «Аптечный ковбой», удостаивается премьеры на Берлинском кинофестивале, в США его посмотрело более миллиона человек, роль в картине стала одной из лучших в карьере Мэтта Диллона. А ван Сент, не останавливаясь, продолжает работать и выпускает фильм, который многие считают лучшим в его карьере. «Мой личный штат Айдахо» создан по мотивам шекспировского «Фальстафа», действие перенесено в наше время, а два главных героя – проституирующие гомосексуалисты, путешествующие друг с другом и, в конце концов, трагически расстающиеся. До роли в этом фильме Киану Ривз был всего-навсего актёром из молодёжных комедий и сериала о приключениях Билла и Теда, перемещающихся во времени в телефонной будке. После «Айдахо» Ривз превратился в одного из самых многообещающих актёров, чем немедленно воспользовались другие режиссёры. Но главным достоинством фильма жюри Венецианского кинофестиваля посчитало игру Ривера Феникса, вручив молодому актёру Кубок Вольпи. Ван Сент был сражён талантом и самоотдачей Феникса, абсолютно растворяющегося внутри кинопроизведения, и очень хотел снять с ним фильм об Энди Уорхоле. Смерть Феникса выбила ван Сента из колеи, хотя и неизвестно, была ли она причиной резкого разворота его карьеры.

Кадр из фильма «Мой личный штат Айдахо»


После прохладно встреченного публикой фильма «Даже девушки-ковбои иногда грустят» ван Сент неожиданно начал снимать коммерческое кино. Коммерческое в сравнении с его предыдущими картинами, разумеется, но всё же «чёрная» комедия «Умереть во имя» пользовалась огромным успехом во всём мире. Николь Кидман играет жестокую и несколько вульгарную совратительницу, которая заставляет своего любовника (Хоакин Феникс, брат умершего Ривера) совершать для неё преступления. Агрессивный стиль и яркие краски этого фильма никак не вязались с творчеством ван Сента, поклонники режиссёра этот и ряд следующих картин так и не приняли, но для обоих актёров роли стали прорывными, с этого началась их карьера в серьёзном кино.

Кадр из фильма «Умереть во имя»


Тем временем молодые парни Мэтт Дэймон и Бен Аффлек написали сценарий и принесли его ван Сенту с условием, что они тоже сыграют в этом фильме. Ван Сент согласился, и с этого момента успех карьеры Дэймона и Аффлека был предрешён. Фильм «Умница Уилл Хантинг» занял седьмое место в американском прокате 1997 года, став самым коммерчески успешным фильмом ван Сента в его карьере. Аффлек и Дэймон получили за этот фильм «Оскар», и такая же статуэтка была вручена Робину Уильямсу за роль второго плана (это единственный «Оскар» в его карьере). Ван Сент с присущей ему мягкостью рассказал историю о 21-летнем упрямце и дебошире, которого профессор математики взял на перевоспитание. Гомосексуальный мотив в фильме предельно сглажен, так что широкая аудитория его не заметила.

Трейлер фильма «Умница Уилл Хантинг»

После успеха «Хантинга» ван Сент как будто теряет хватку. Его дословный ремейк «Психо» даже фанаты этого режиссёра стараются не вспоминать, настолько беспомощной оказалась картина. Не пользовался особенным успехом и «Найти Форрестера». Но вдруг ван Сент обрёл новое дыхание. Он посмотрел фильмы Белы Тарра и так ими вдохновился, что немедленно обновил свой стиль и выпустил сразу несколько довольно ярких работ. Первая – «Джерри», скупо рассказанная история о том, как два парня заблудились в пустыне. Сначала мы полфильма смотрим, как они бредут по ней вдвоём, потом остаётся только один из них, и это ещё полфильма. Больше ничего не происходит. Солнце, песок, жара. Но эта жара, этот изнурительный зной, который постепенно убивает в человеке человеческое, переданы дотошно, медленно и очень впечатляюще. Фильм-гипноз, фильм-медитация. Кейси Аффлек и Мэтт Дэймон в главных ролях.

Трейлер фильма «Джерри»

«Слон», фильм в сравнении с «Джерри» куда более динамичный, наполнен рапидами с размытыми движениями героев, «блужданиями» камеры, «забывающей» об участниках диалогов, нарочитым снижением пафоса темы фильма, посвящённого знаменитым убийствам в школе «Колумбайн». Двое подростков там купили оружие и расстреляли своих одноклассников. Ван Сента здесь интересует то, как смерть вторгается в мир детей, которые к ней не готовы. Вторгается обыденно, скучно, она оказывается где-то на периферии их жизни, и перестрелка либо затрагивает, либо не затрагивает персонажей фильма. Они продолжают жить так, как жили. С фильмом случилось нечто экстраординарное, после чего он вошёл в историю: жюри каннского конкурса демонстративно не наградило «Догвилль» Ларса фон Триера (фильму не досталось ни одной награды), но вручило главный приз именно «Слону». Решение это до сих пор считается одним из самых одиозных за всю историю фестиваля, но у ван Сента в итоге оказался самый престижный трофей в мире авторского кино.

Кадр из фильма «Слон»


Человек, похожий на Курта Кобейна, в «Последних днях» тоже идёт к смерти обыденно. Шатается по лесу, бубнит что-то под нос, наигрывает какие-то мотивы на гитаре, бродит по дому в женском платье. Мы знаем, что его ожидает, и тоже ожидаем этого, но ни он, ни ван Сент не торопятся. Вместе три фильма образуют так называемую трилогию изоляции, потому что каждый раз смерти предшествует экзистенциальное одиночество героев, переданное средствами киноязыка.

Кадр из фильма «Последние дни»


В «Параноид парке» ван Сент и сам почувствовал, что наработки Белы Тарра в его творчестве себя исчерпали, и вернулся к более традиционным методам повествования. Биографическая драма «Харви Милк» предсказуемо принесла Шону Пенну «Оскар» за лучшую роль. Но сам фильм оказался куда слабее, чем сделанный за двадцать с лишним лет до него документальный «Времена Харви Милка». История самого известного борца за права гомосексуалистов в США подана слишком мелодраматично и однообразно, хотя многие сцены здесь – настоящий вызов пуританскому общественному вкусу США. Джеймс Франко даже номинировался на премию MTV в категории «Лучший поцелуй» - с мужчиной, разумеется.

Трейлер фильма «Харви Милк»

В настоящее время Гас ван Сент переживает не лучший период своей карьеры. Фильмы «Не сдавайся», «Земля обетованная» и «Море деревьев» были встречены публикой холодно, и возникло ощущение, что режиссёр запутался и ищет новые формы и новое содержание, но всё никак не найдёт. При этом никто не отрицает ни его таланта, ни его авторитета. Большой художник имеет право заблудиться, потому что когда он обнаруживает дорогу, она несёт в себе отпечаток гениальности. Поэтому актёры, мечтающие о больших ролях, ждут приглашения от ван Сента, а фестивали считают честью устроить премьеру любой его картины. Ван Сент это заслужил и вполне имеет право говорить о том, что подробности его личной жизни не имеют здесь никакого значения.