«Взвод»


Роль второго плана в фильме Оливера Стоуна принесла Уиллему Дефо номинацию на «Оскар», но даже без неё многие запомнили этого коренастого парня со странным широким лицом. Сержант Элиас – настоящий герой, он вступается за вьетнамскую девочку, которую пытается пристрелить его сослуживец. Особенно эффектно сыграл Дефо гибель сержанта – целиком на рапиде снята сцена, где он убегает от вьетнамцев, не успевает на свой вертолёт и падает, изрешечённый пулями, тщетно воздевая руки к улетающим товарищам. Один из которых, между прочим, и ранил его. Дефо превратил смерть Элиаса в балетный номер невероятного трагического масштаба. Оливер Стоун сразу считал в Дефо и его энергию, и пластику, и умение выплёскивать на экране безумные страсти. В следующей картине Стоуна на тему Вьетнама, «Рождённый четвёртого июля» у Уиллема Дефо роль уже главная, и не будет преувеличением сказать, что во всех сценах с Томом Крузом Дефо переигрывает его по всем статьям. Но Том Круз – безоговорочный любимчик аудитории, а у Дефо для этого слишком отрицательное обаяние, поэтому все лавры достались Крузу. Дефо же продолжил работать.

Кадр из фильма «Взвод»


«Последнее искушение Христа»


Самый скандальный фильм Мартина Скорсезе – это ещё и одна из важнейших ролей в карьере Дефо. Сыграть Иисуса Христа в апокрифическом видении греческого писателя Никоса Казандзакиса – задача не из простых, но Дефо за простые никогда и не брался. Не интересно. Христос Уиллема Дефо борется с желанием своей плоти, его святость вступает в противоречие с так называемым правом каждого человека на счастье. Его тело не храм души, а её пыточная камера, потому что распятие лишит его возможности быть с любимой женщиной. Можно сколько угодно спорить о том, насколько богохульным является фильм Скорсезе, но для Дефо это, конечно, работа не религиозная, но эстетическая и философская. Ему помогло, что лицо его уже тогда было испещрено страстями, а его глаза способны при этом выражать неземные покой и гармонию. С этого момента у Дефо особый имидж, который привлекает к нему режиссёров-«богоборцев» и просто мистиков.

Кадр из фильма «Последнее искушение Христа»


«Экзистенция»


Причудливый мир игры «Экзистенция» наполнен видениями, которые выдают себя за реальные, но всё время лгут. Амбивалентный образ Уиллема Дефо тут пришёлся как нельзя кстати. Его Гас – это и спаситель главных героев, и предатель. И иллюзия, и действительность. Его логика каждый раз безупречна, его гибель неизбежна, как и гибель (часто неоднократная) других персонажей фильма. Гас истово верит в то, что делает, и его глаза по-прежнему светятся. Только ружьё в его руках выдаёт его истинные намерения.

Кадр из фильма «Экзистенция»


«Отель «Новая роза»


Среди фильмов Абеля Феррары эта картина выделяется своей особой таинственностью, в создании которой Уиллем Дефо играет не последнюю роль. Но и не первую. Феррара твёрдо предан актёрам, с которыми работает давно, и настороженно относится к «новичкам». Поэтому в первой картине, куда он пригласил сниматься Дефо, он предложил артисту роль второго плана. Сам он всецело упивается здесь Кристофером Уокеном, которому отданы все самые эффектные сцены. Дефо существует в кадре как Джокер, отражаясь в стёклах, присутствуя при чужих беседах, улыбаясь неудачным шуткам. Словно стажёр, он больше смотрит, чем действует. Пройдёт время, прежде чем Феррара даст ему более ответственные поручения.

Кадр из фильма «Отель «Новая роза»


«Тень вампира»


В фильме «Бэтмен возвращается» Кристофер Уокен сыграл Макса Шрека. В «Тени вампира» так же зовут героя Уиллема Дефо. Только бэтменовский Шрек назван в честь реального актёра, и Дефо играет именно его, так что он, выходит, более «реальный», чем уокеновский злодей. Настоящий Шрек сыграл Носферату у Мурнау и тем запомнился человечеству, но Дефо воплотил такого Шрека, который на самом деле был вампиром, снимаясь в легендарном фильме. Большинство критиков посчитали фильм провальным, но все отмечали великолепную работу Дефо, который здесь оказался инфернально органичен в лучшем смысле этих слов. За эту роль второго плана он удостоился ещё одной номинации на «Оскар».

Кадр из фильма «Тень вампира»


[URL=http://www.filmpro.ru/movies/9234]«Человек-паук»[/URL]


Говорят, что именно роль Дефо в «Тени вампира» стала причиной его приглашения на создание образа главного злодея трилогии «Человек-паук». Норман Осборн, он же Зелёный Гоблин, стал для миллионов юных зрителей во всём мире первым знакомством с Уиллемом Дефо, ведь актёр этот не слишком жалует коммерческое кино, предпочитая независимое и, по возможности, нью-йоркское. Тем не менее, без Дефо трилогия уже никем не мыслится, он среди актёров фильма самый харизматичный, его появления на экране всегда ждёшь с нетерпением. После работы над этой картиной Дефо стали предлагать озвучивать мультики и играть небольшие, но знаковые роли в боевиках. Он не отказывался.

Кадр из фильма «Человек-паук»


«Антихрист»


Ларс фон Триер известен, в том числе, как режиссёр, у которого любой актёр играет лучшую роль в своей жизни. Это, может быть, не вполне справедливо для Дефо, но к одной из лучших она точно может быть отнесена. Триер, впрочем, здесь гораздо больше внимания уделяет Шарлотте Генсбур, её героиня явно первостепенна. Уиллем Дефо здесь опять в роли партнёра, а не основного действующего лица. Партнёра сильного, яркого, но вынужденного считаться с задачами режиссёра. Дефо достаточно скромен, чтобы принять это, Триер это качество ценит, поэтому и не раз приглашал Дефо в свои фильмы. Скорее всего, пригласит и ещё.

Трейлер фильма «Антихрист»

«4:44 Последний день на Земле»


Фильм Абеля Феррары неуловимо напоминает своими формой и стилем «Антихриста», но здесь уже роль Дефо партнёрской назвать никак нельзя. Феррара наконец дозрел до того, чтобы поручить Дефо играть самого что ни на есть главного персонажа. Почти весь фильм персонаж Дефо не исчезает из кадра. Перед кончиной мира его герой проводит последнюю ночь со своей женой, от паники и попытки сбежать он переходит к принятию своей участи. Весь пластический потенциал Дефо здесь использован на 100%, потому что этот экзистенциальный рок-н-ролл требует особого отношения к движениям.

Трейлер фильма «4:44 Последний день на Земле»

«Отель «Гранд Будапешт»


Отменное чувство юмора Уиллема Дефо для многих совсем не очевидно. Но после комедии Уэса Андерсона никто не усомнится, что в лице Дефо кинематограф приобрёл замечательного комедийного актёра, у которого просто было мало возможностей презентовать свой талант. Параноидальный убийца Джоплинг настолько сумасшедший, что его и боишься, и в то же время понимаешь, что бояться его невозможно: настолько он милый и обаятельный в своей кожаной куртке. Фарсовые погони, в которых он участвует на протяжении фильма, заставляют вспомнить чаплинские гэги и ещё раз удивиться многообразию дарований этого актёра.

Трейлер фильма «Отель «Гранд Будапешт»

«Пазолини»


Многие считают эту роль главной в карьере Дефо. Его Пьер Паоло Пазолини выполнен настолько схематичными штрихами, что у зрителя вырисовывает только неявный силуэт режиссёра. Дефо здесь почти всё время молчит или бросает незначительные фразы, которые говорят о нём столько же, сколько его программные реплики, цитирующие самого Пазолини. Очки мешают разглядеть глаза, темнота – мимику, артикуляцию, да и всю фигуру Пазолини. Мир вокруг Пазолини, включающий его снятые и неснятые фильмы, говорит о нём больше, чем он сам. Он же остаётся немолодым коренастым мужчиной, который бродит по ночным притонам и знакомится с сомнительными юношами, а в остальное время думает и творит. Нельзя объяснить на экране гениальность, как бы говорит Феррара, но можно показать её эманации, одной из которых можно считать частную жизнь гения – и его не менее частную смерть.

Фрагмент фильма «Пазолини»