В первом полугодии 2015 года вступила в силу новая редакция антипиратского закона, которая позволяет навсегда блокировать ресурсы, несколько раз разместившие нелегальный контент.


Ассоциация продюсеров уверена, что с помощью этого закона возможно полностью искоренить пиратство в стране, учитывая, что проект глобальной лицензии в Интернете снят с контроля Президента РФ, и теперь ничто не мешает осваивать уже имеющееся законодательство в полном объеме. В настоящее время продюсеры ведут консультации по поводу наиболее эффективной практики правоприменения нового законодательства и первые результаты обещают уже этой осенью.

Новую законодательную инициативу - введение НДС на прокат зарубежного кино - члены Ассоциации оценивают менее положительно.

Эта идея уже несколько лет назад активно обсуждалась в отрасли, и члены сообщества высказывались категорически против введения этого механизма. Председатель правления Ассоциации продюсеров, директор СТВ Сергей Сельянов отмечает, что с введением НДС билеты в кино резко подорожают, хотя до сих пор цены на них росли гораздо медленнее инфляции. Учитывая, что кредитование по разумным ставкам отсутствует, в случае применения этого механизма дальнейшее развитие кинотеатральных сетей существенно замедлится:

Может, у кого-то есть ощущение, что американскому кино станет плохо от введения НДС, но на самом деле платить будет не американское кино, а наш зритель».

Генеральный директор «Централ Партнершип» Павел Степанов также уверен, что введение НДС для иностранных фильмов необратимо повлечет за собой увеличение цен на билеты:

При этом рентабельность кинотеатров довольно низкая, и любое дополнительное увеличение цен неминуемо приведет к уменьшению зрителей и посещаемости».

Большую обеспокоенность у Ассоциации вызывает и новый принцип возврата в госказну 40% субсидий, выделяемых Фондом кино на кинопроизводство.


Сергей Сельянов считает, что только на первый взгляд принцип возвратности кажется логичным:

Для начала надо понять, что возвратность может быть только из прибыли — настоящая, а не лукавая, когда: «Вот тебе сто рублей, и вне зависимости от результатов сорок отдай». Похоже на анекдот про картошку, которую сначала посадили, а потом половину выкопали, потому что «кушать очень хочется».

Пока в отечественном кинематографе рентабельными являются порядка десяти из ста картин, а все остальные убыточны, отмечает Сельянов. Продюсеры считают, что только отмена принципа возвратности даст нашему кинематографу энергию выдерживать конкуренцию с Голливудом и средства для увеличения количества крупнобюджетных зрелищных проектов, как «Легенда № 17», «Сталинград», «Метро», «Вий», «Призрак», «Батальонъ». Продюсеры предупреждают: если сегодня не пересмотреть существующую практику возвратности, то резкое падение доли российского кино в силу инерционности производственных процессов начнется со второй половины 2017 года.

Среди позитивных событий этого полугодия Ассоциация продюсеров особенно отметила начало плотного сотрудничества с Китаем.

В первой половине года был подписан ряд совместных проектов российскими и китайскими кинокомпаниями в рамках программы развития российско-китайских взаимоотношений. 3 августа в китайском прокате выходит мультфильм «Снежная королева» на беспрецедентном для русского мультфильма количестве копий (3,4 тыс. экранов), совместно с китайскими партнерами будет создано продолжение самого кассового российского фильма прошлого года «Вий».

Дан зеленый свет на разработку российско-китайского художественного сериала «Ясное небо» о советских летчиках, помогавших китайской армии в 1937 году в войне против Японии. И, наконец, кинокомпания «Централ Партнершип» будет аккумулировать российские проекты для их проката в Китае, а также вместе «Каро» прокатывать китайское кино в России. В настоящее время идут активные переговоры по предоставлению квот для российского кино, что может дать серьезный толчок для его роста.