Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

На фестивале «Движение» обсудили, почему ведущие российские режиссёры уходят на телевидение

Круглый стол провёл программный директор Стас Тыркин

В Омске на фестивале «Движение» показали пилотные эпизоды сериалов Бориса Хлебникова, Вадима Перельмана, Натальи Меркуловой. Тенденция очевидна: российские режиссёры авторского кино уходят на телевидение, пробуют силы на новом для себя поприще. Что ещё несколько лет назад показалось бы шагом недостойным настоящего таланта, сегодня уже выглядит нормой - теперь не только за рубежом, но и в России. Деятели кино обсудили тему на круглом столе «Из «большого кино» на телевидение: почему ведущие российские режиссёры снимают телесериалы?».

На фестивале «Движение» обсудили, почему ведущие российские режиссёры уходят на телевидение

На фестивале «Движение» обсудили, почему ведущие российские режиссёры уходят на телевидение

Уже неактуально снисходительное отношение к российским телесериалам: когда на ТВ идут режиссёры, собирающие призы на престижных кинофестивалях, очевидно, что они обязательно привнесут авторское видение в индустрию - в той или иной мере. Кто-то объясняет уход именитых постановщиков на ТВ более высокими гонорарами, впечатляющим охватом аудитории, всё ослабевающим прокатом арт-хауса. Скорее всего, правда есть в каждом из положений. Другой вопрос - не идут ли постановщики на компромиссы, раз вынуждены работать в такой строгой индустрии, как телевидение? Остаются ли они теми же «авторами», не ущемляются ли амбиции художника?

Первым высказался председатель жюри Карен Шахназаров, и это неслучайно: в разработку запущен его сериал «Анна Каренина», Шахназаров уже объявил кастинг:

Для меня сериалы – это что-то новое. Но «Анну Каренину» я сниму и как фильм, и как сериал. Кино превратилось в аттракцион для подростков, и неудивительно, что серьёзные режиссёры хотят обратиться к большой аудитории через телевидение. В СССР мои фильмы в прокате смотрели десятки миллионов людей, а сегодня миллион зрителей - это уже невероятный успех».


Программный директор фестиваля Стас Тыркин объяснил, почему сериалы имеют такое же право участвовать в киносмотре, как и фильмы:

Из кино ушла романная форма. Нельзя сегодня представить фильмы вроде «Лоуренса Аравийского» или даже «Английского пациента». В блокбастерах же - не драматургия, а набор приманок для зрителей. Настоящие сюжеты ушли на телевидение».

С этой позицией был радикально не согласен кинокритик Антон Долин:

Не считаю, что сериалы сегодня решают какие-то небывалые творческие задачи. Убеждён, что, скажем, «Мстители: Эра Альтрона» не хуже сериала «Во все тяжкие»... Проблема в том, что сериалы обязаны быть мейнстримом, чтобы удерживать аудиторию, поэтому неспособны на эксперименты. Один «Аватар» дал больше для развития кино, чем все сериалы «Эйч-Би-Оу» за последние 10 лет. А то, что кино считается аттракционом, - так ещё в 1976 году оно стало им считаться, когда вышли «Челюсти» Спилберга, а вслед за ними и «Звёздные войны».

Режиссёр фильма «Комбинат Надежда» Наталья Мещанинова только попробовала силы в работе для телевидения, сняв сериал «Красные браслеты» о больничной жизни тяжело больных детей. По её опыту, режиссёрам с авторской позицией на ТВ всё же могут давать свободу:

Когда снимала «Красные браслеты», не было давления продюсеров и других ужасов телевидения, которыми меня пугали. У меня полное ощущение, что это авторский проект. То же было и со «Школой» Германики, когда нам почему-то позволяли на площадке настоящее хулиганство».

Фестиваль кинодебютов «Движение» в Омске проходит с 22 по 26 апреля. Его конкурсная программа полностью составлена из премьер, а в центре внимания - работы начинающих кинематографистов, которые могут стать лицом индустрии в обозримом будущем. Со всеми новостями смотра вы можете ознакомиться в специальном сюжете.

Репортаж «Индустрии кино» с кинофестиваля «Движение»
Карен Шахназаров, Наталья Мещанинова

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100