Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Дэвид Финчер: «Я люблю интернет, но правды там не найти»

Самый стильный режиссёр Голливуда отвечает на вопросы

Дэвид Финчер - живой классик больших, мастерски выполненных и неуловимо страшных фильмов. В отточенном клипмейкерством стиле он снимал совершенно разные фильмы: циничный «Бойцовский клуб», мистический «Зодиак», детализированную «Социальную сеть» и самую необычную часть «Чужого». Сейчас в прокате с огромным успехом идёт его фильм «Исчезнувшая» с Беном Аффлеком в главной роли. Мы побеседовали с самым стильным режиссёром Голливуда об интернете, рыжих котах, улыбках актёров, Тимберлейке и воодушевляющем фильме «Челюсти».

Дэвид Финчер: «Я люблю интернет, но правды там не найти»

Дэвид Финчер: «Я люблю интернет, но правды там не найти»

Фильм Про
Почему в ваших фильмах главными героями являются девушки и чем конкретно вас заинтересовал персонаж Эми Данн?
Дэвид Финчер
Я не испытывал каких-то особых чувств к материалу «Исчезнувшей». Просто раньше я не встречал подобных сюжетов. Для съёмок этого фильма не было никакой предшествующей причины. Я не мог сказать что-то вроде «ой, а этот фильм напоминает вон тот и вон тот». Меня больше интересовало высказывание о том, кем мы на самом деле являемся для своих близких; о масках, которые мы носим; о том, что это за маски.
Фильм Про
Эта тема и лежала в основе книги Гиллиан. Более того, она отмечала, что после прочтения её произведения супруги должны критически взглянуть на свои отношения.
Дэвид Финчер
Она мне тоже об этом рассказала. Эта мысль была заложена в книге. Этого произведения хватит на три фильма. Мне повезло, что Гиллиан согласилась работать со мной. Она знала и сюжет, и персонажей, она сумела быстро выделить всё самое наилучшее.
Фильм Про
С выбором Бена Аффлека на роль Ника Данна вам повезло, как известно, из-за его улыбки?
Дэвид Финчер
В какой-то момент, когда сюжет начинает разворачиваться вокруг Ника Данна, всё сосредотачивается на фотографии, где он стоит рядом с плакатом, на котором изображена его супруга. Я неплохо повеселился, представляя его в этой роли. Он уже дал своё согласие на съёмки. Но я поискал его фотографии в интернете, и у меня на руках было достаточно материала, чтобы уверенно сказать: «улыбка должна быть именно такой».
Фильм Про
Подобрать актёра на роль Ника было легко, чего нельзя сказать о подборе актрисы на роль Эми. Слишком много претенденток…
Дэвид Финчер
Это всё слухи. Розамунд была первой и единственной актрисой, с которой я общался по поводу роли. Я люблю интернет, но правды там не найти.

Трейлер фильма «Исчезнувшая».


Фильм Про
Мой следующий вопрос тоже в какой-то мере касается кастинга. Я говорю о рыжем коте. Это какой-то символ? Или вы просто любите кошек больше, чем собак?
Дэвид Финчер
Нет. Понимаете, сложнее рассказать историю, где из собственного дома, с собакой – бульмастифом, например – пропадает женщина. Начнутся вопросы: «А почему собака не отреагировала? Ведь взломщик, драка…». В «Девушке с татуировкой дракона» тоже был кот, но он был и в книге, следовательно, у меня не оставалось выбора, кроме как перенести его в сценарий. То же самое и здесь.
Фильм Про
Говорят, вы любите делать очень много дублей во время съёмок.
Дэвид Финчер
Я этого не люблю. Я люблю показывать зрителям лучшую версию сюжета. Нужно выправить сценарий – на это уйдёт месяц. Хочется подобрать максимально подходящих актёров – ещё месяц. Хочется очень долго вычитывать сценарий вместе с актёрами, чтобы у них возникло чёткое представление о сюжете – ещё месяц. Зачем тогда снимать все сцены впопыхах? Да, это дорогое удовольствие, но когда я смотрю кино, я хочу видеть самые лучше дубли вне зависимости от сцены. К этому я и стремлюсь.
Фильм Про
Возможно, вы ещё стремились к тому, чтобы отойти от сценария и заставить актёров максимально вжиться в сцену...
Дэвид Финчер
Нет. Сценарий – это не трамплин, и не подсказка. Сценарий – это наш план действий. И пусть говорят, что в сценарии есть «неловкие моменты». Я с ними не согласен. Если придумают что-то получше – мы снимем что-то получше. Но снимать нужно фильм, сценарий которого правили три-четыре раза, сценарий которого актёры репетировали три недели. Если скажут, мол, будет смешнее, если в конце сцены просто показать, как персонаж качает головой, а его реплика там ни к чему, и я с этим соглашусь – я так и сниму.

Нашумевший фильм Финчера «Социальная сеть» собрал по всему миру $225 млн. - сумму, в пять раз превышающую бюджет. Картина о создателе Facebook Марке Цукерберге была выполнена в жанре делового триллера и возглавила списки лучших фильмов 2010 года.


Фильм Про
Понятно. Считается, что спрашивать режиссёров о тематике их фильмов опасно, но я, пожалуй, рискну. «Зодиак», «Бойцовский клуб», «Семь» – это самые известные фильмы. И теперь ещё «Исчезнувшая». Ранее вы упоминали, что вам нравятся фильмы, которые оставляют раны; и вы, посмотрев «Челюсти», больше не выплывали в океан.
Дэвид Финчер
Я получаю огромное наслаждение от того факта, что этот фильм для меня неуютен. В фильме «Челюсти» происходит много всего. Это воодушевляющий фильм, героический. Когда персонажи выходят на охоту за белой акулой, меня одолевает буря разных эмоций; более того, эти эмоции развиваются. Я имел в виду, что мне не нужно, чтобы все виды развлечений напоминали мне о том, что люди – это титаны и герои. «Изгоняющий дьявола» - тоже запоминающийся фильм. Не за героизм. Возможно, я шутил, потому что я известен своими шутками. Скорее всего, я имел в виду то, что развлечения бывают разными.
Фильм Про
Разумеется. Вы постоянно работаете с «мрачными» фильмами, скорее даже с триллерами. Не хотели бы снять комедию?
Дэвид Финчер
Я думал, этот фильм по-своему забавен. Да я и «Бойцовский клуб» считал забавным. Мне кажется, в нём есть место сардоническому юмору.
Фильм Про
Если отойти от фильмов, которые вы снимаете, какое кино вы предпочитаете смотреть в свободное время?
Дэвид Финчер
Прошлогодняя «Гравитация» была удивительным фильмом. С большим удовольствием смотрю «Больницу Никерброкер».
Фильм Про
У вас есть любимый жанр или режиссёр?
Дэвид Финчер
Нет. Я люблю хорошие фильмы. Их довольно трудно снять, и я ценю то, что к съёмкам подходили со всей ответственностью. Существует ошибочное мнение, что фильмы много раз испытаны, проверены, доведены до совершенства. Что сценарий вылизан вдоль и поперёк, и что всё снято так, как и задумывалось изначально. Но это не так. Даже этот фильм – это лучшее, чего нам удалось добиться на данный момент. Между тем, что удалось снять хорошо, тем, что удалось не так хорошо, и тем, как это всё сочетается, существует какая-то магия. И, на мой взгляд, как бы смешно это не звучало, этой магией, скорее всего, является удача. Чтобы снять хороший фильм, нужна осмотрительность, чёткое понимание происходящего, трудолюбие и большой запас удачи.

Беседа с Дэвидом Финчером и Беном Аффлеком в передаче «Индустрия кино».


Фильм Про
С самого начала своей карьеры и по сей день вы работаете со многими музыкантами, например, с Мадонной, Роллинг Стоунс, Джастином Тимберлейком. Что заставляет вас вновь и вновь обращаться к музыке, как к виду искусства?
Дэвид Финчер
Это весело. Мне нравятся не столько музыканты, поскольку я работаю не то чтобы с музыкантами, а с теми, кто выходит за пределы этого понятия. Они - творцы, они – корпорации, они – течения в музыке. Джастин Тимберлейк – не просто певец. Он посвятил этой форме искусства всю жизнь. Его эволюция заключается не только в том, как менялся его голос или стиль. Он заинтересован в том, чтобы подчеркнуть какую-то часть себя и сделать её доступной для фанатов. Но мы говорим о человеке, у которого есть запал. Вот что меня интересует. Мне нравится смотреть за тем, как думают другие, как такие люди несут ответственность за свой образ. Да, клип, конечно, так и останется клипом, но это ещё и способ раскрутить альбом, сингл; это возрождение старых идей и раскрытие новых граней исполнителя.

Клип на песню Джастина Тимберлейка «Костюм и галстук» – одна из многочисленных работ Финчера в роли клипмейкера. Видео было снято на высокотехнологичную аппаратуру Red Digital, но при этом выполнено в чёрно-белых тонах и отсылает к винтажным видео «золотой эры Голливуда». Сам Тимберлейк играл роль второго плана в «Социальной сети».


Фильм Про
Тяжело работать с человеком, если вы не являетесь фанатом его творчества?
Дэвид Финчер
Что ж, это очень важный момент. Я редко пересекался с теми людьми, чьё творчество не казалось мне особенными. Пару раз, в отпуске. Бывают, знаете, такие серии в сериалах, когда понимаешь, что что-то получилось не так, и на какую-то сцену надо было потратить больше времени. В такие моменты остаётся только смириться с тем, что ничего нельзя исправить.

Фильм Про
Последний вопрос так же касается музыки. Вы тесно сотрудничаете с Трентом Резнором и Аттикусом Россом, которые сочинили музыку для двух ваших последних фильмов. Скажите, вы, как режиссёр, какое место отводите саундтреку в своих фильмах?
Дэвид Финчер
Это центральный компонент. Это не столько музыка, сколько дополнение звукового мира фильма. Я обожаю музыку, которая не выпячивает свою мелодию, тему… Мне нравится такая музыка, которая, словно вода, плещется около ног и волной накатывает на сюжет, украшая его. Я пытаюсь избегать того, чтобы покупать музыку по минутам и секундам. Мне нравится работать с Трентом и Аттикусом. Для них главное – дополнить, чтобы покров саундтрека идеально дополнял картину.

Саундтрек к фильму написал лидер группы Nine Inch Nails Трент Резнор, награждённый «Оскаром» за предыдущую совместную работу с Финчером над «Социальной сетью». Пьеса под названием «Как он на меня посмотрел».

Исчезнувшая
Дэвид Финчер

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100