Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Участники киноиндустрии обсудили перспективы создания лучших условий для съёмок фильмов в Москве

Эксперты сошлись во мнении, что настало время для действий

В рамках круглого стола «Образ Москвы в современном кино», организованного Союзом кинематографистов России, экспертно-исследовательской организацией «КиноЭкспертиза» и телеканалом «СТС», при информационной поддержке журнала Hollywood Reporter Russia, известные российские режиссёры, продюсеры и социологи обсудили процессы и условия формирования нового имиджа Москвы средствами кинематографа.

Участники киноиндустрии обсудили перспективы создания лучших условий для съёмок фильмов в Москве

Участники киноиндустрии обсудили перспективы создания лучших условий для съёмок фильмов в Москве

Тема круглого стола «Образ Москвы в современном кино», по мнению организаторов, в условиях стремительного развития города затрагивает интересы трёх сторон: зрителей, правительства Москвы и кинематографистов. Участники круглого стола высказали своё мнение о тех проблемах, которые сейчас существуют при создании современных фильмов, в которых задействованы виды города. Все спикеры сошлись в том, что на данный момент назрела необходимость оптимизировать процесс получения разрешения на съёмки, а также разработать схему взаимодействия между органами власти и киноиндустрией.

Спикеры круглого стола «Образ Москвы в современном кино». ЦВЗ «Манеж», 16 октября 2014 г.


Евгений Герасимов (актёр, режиссёр, депутат Мосгордумы) подчеркнул, что основной задачей власти является создание некой социокультурной атмосферы, приемлемой для жизни горожан:

Очень важно, чтобы одним из главных этапов в рассмотрении вопроса о проведении съёмок (как и любых других культурных мероприятий) был шаг одобрения Департамента культуры и виза этой инстанции: «Да, посмотрели, оценили, поддерживаем». А дальше всё должно идти практически автоматически».


Подобная практика поддержки Департамента Культуры должна относиться и к зарубежным фильмам, поскольку у иностранцев, которые приезжают в Москву, мало что получается в сфере согласований, а если и получается, то на это тратится очень много времени. Главной инициативой, по мнению как Герасимова, так и остальных участников круглого стола, которые поддержали его идею, должно стать создание специальной отдельной структуры внутри Департамента.

Члены киноиндустрии убеждены, что должна появиться структура, которая будет заниматься вопросами согласования съёмок в Москве, также в круг её задач будет входить и оценка сценарной и ценностно-культурной составляющей проектов, находящихся на утверждении.


Продюсер Игорь Толстунов (фильм «Метро») отметил, что Москва пока является одним из самых неприветливых городов не только в России, а возможно и мире, для проведения съёмок. По его словам, даже чисто формально, если вы хотите снять проезд по Кремлёвской набережной в игровом кино и хотите, чтобы всё было сделано в рамках установленных процедур, у вас это, скорее всего, не получится. Потому, что в Москве вы, скорее всего, не сможете, например, официально и централизовано получить ГИБДД для оцепления, пожарников или сотрудников других служб. Приходится изворачиваться, договариваться «на местах», а это чревато рисками, что съёмки могут сорваться:

Поэтому очень многие группы своё производство выносят в другие города. Не только по художественным и творческим соображениям, но и из-за проблем, связанным с организацией съёмок.

Трейлер фильма «Метро»

Большинство экспертов отметило, что для формирования образа Москвы в современном кино необходимо, чтобы город воспринимался как действующее лицо.


Для этого, по мнению Игоря Толстунова, нужны истории и человеческие отношения:

Вы знаете всё, наверное, о замечательных фильмах, которые делает уже много лет Вуди Аллен, фактически, по заказу таких городов как: Барселона, Париж, Рим или Лондон, помещая в эти города чудесные человеческие истории, которые потом расходятся по всему миру. В итоге зрители не только переживают за героев, но и наслаждаются прекрасной картинкой данного города, в который потом ещё и с удовольствием съездят отдохнуть».

Также Игорь Толстунов отметил, что в Санкт-Петербурге, например, съёмки организовать намного легче, что отражается и на качестве самих фильмов («Прогулка», «Питер FM»). Тогда как в Москве осуществить подобный проект без нарушения закона практически нереально.

Продюсер Георгий Малков добавил, что по его опыту - на сегодняшний день всё в Москве решить можно, но зачастую не так, как хотелось бы не только самим кинопроизводителям, но и городу:

У некоторых городов есть осознанная политика налоговых льгот, если кино снимается на территории этого города. Понятно, что существует процесс экспертизы, и если вердикт таков, что город представлен хорошо, то возврат средств, потраченных на производство в этом городе, может составлять от 6 до 10%. А кинематографисты, безусловно, готовы платить за съёмочные объекты. Однако, если мы воспринимаем некую улицу как съёмочную площадку и платим за неё, то мы должны иметь и некоторый сервис от человека (инстанции), который тебе их сдал».

Георгий Малков привёл примеры из личного опыта съёмок за границей, где любая городская инстанция, связанная с кино достаточно системно, понимает, что съёмка это не только «предоставить объект», это ещё предоставить возможность для расположения вагончиков группы, организации фуд-корта и т.д. Также он отметил, что учитывая объём спроса на такие услуги не только со стороны кинопроизводителей, но и производителей сериалов и иного контента, систематизация работы и упрощение процессов согласования с такими заявками не только окупится для Москвы, но и будет выгодна для города. В личной беседе Георгий Малков добавил, что официальная коммерциализация взаимодействий между органами власти и кинопроизводителями может стать существенной статьей доходов для городского бюджета:

С учётом того, что в Москве снимается огромное количество часов, городу может быть выгодно создать унитарное предприятие на коммерческой основе, которое будет заниматься тем, чтобы быстро и качественно оказывать сервис по съёмкам в городе (на уровне того, как это делается во многих зарубежных городах). Город в данном случае выступает как подрядчик и предоставляет имеющуийся у него (фактически) бесплатный ресурс - инфраструктуру, который он может монетизировать ещё и таким способом.

Георгий Малков предложил схему, по которой кинопроизводителю город может вернуть 6-10% от затраченных средств, если при этом ему удалось выполнить социальную миссию и красиво представить город.


Участники круглого стола сошлись во мнении, что кинематографистам и правительству Москвы необходимо совместно выработать льготные условия, а также создать комфортные условия для работы над подобными проектами. Вместе с тем, как отметила социолог Надежда Астахова, надо слышать и другую сторону - Москва, как объект, должна высказать пожелание, как бы она хотела выглядеть в кино:

Если говорить о том, что Москва заинтересована в том, чтобы сформировать свой бренд, образ, необходимо понять (в том числе и самому городу) всё-таки какую социо-культурную атмосферу город хочет отображать в кинематографе. Мне кажется, что сейчас нет чёткого понимания, что Москва всё-таки хотела бы, и как она готова себя «продать».

Среди предложенных инициатив было озвучено предложение об организации сценарных питчингов и питчингов идей, в частности для документальных фильмов о Москве.


Одним из организаторов круглого стола является канал «СТС», который в ближайшее время собирается объявить сценарный конкурс проектов о Москве. Александр Фолин (шеф-редактор Hollywood reporter в России) также подчеркнул значимость социального заказа со стороны города:

У нас же такие фильмы уже снимаются! Например, фильм «Шпион», который показывает ностальгическую Москву, в которую мне, например, хочется попасть. Лично я ту Москву не застал, но знаю прекрасно по замечательным советским фильмам. Тем фильмам, в которых Москва не могла быть не показана потрясающе красиво».

Трейлер фильма «Шпион»

Режиссёр Джаник Файзиев («Турецкий гамбит», «Адмиралъ»), в свою очередь, озвучил предложение о том, что согласование о съёмках с городскими властями должно носить регистрационную функцию, а не разрешительную, как это происходит сейчас:

Как может родиться оригинальная идея у кинематографиста, если он даже на таком, общем уровне разговоров внутри индустрии знает, что на любой чих в Москве надо получить разрешение, да и получить его, на самом деле, невозможно».


Во время нашей личной беседы с модератором круглого стола, Олегом Ивановым (генеральный директор экспертно-исследовательской организации «КиноЭкспертиза»), он рассказал о том, насколько востребован образ Москвы в кинематографе со стороны зрительской аудитории:

Мы не проводили специальных исследований, но я полагаю, что люди всегда любят видеть в художественных фильмах среду, в которой живут они сами, видеть людей, которые им близки и видеть проблемы, с которыми они сталкиваются в жизни. Зрителям нравится, когда в фильмах они находят путь для решения своих собственных проблем, и могут самоидентифицировать себя с героем. Если говорить о людях, которые никогда не были в Москве, то хорошее кино может не только сформировать у них положительное представление о городе, но и заставить их приехать в него в отпуск, например. Иногда одного фильма достаточно, чтобы изменить представление о городе, сломать, так сказать, стереотипы».

По итогам состоявшейся встречи, по словам Иванова, будет подготовлен документ с готовыми предложениями, который будет направлен в Правительство Москвы. После этого будет организована встреча, на которой состоится обсуждение предложений и разработка механизмов, способных облегчить работу кинематографистов и при этом быть выгодной для обеих сторон.
Метро, Шпион, Питер FM, Прогулка
Игорь Толстунов, Георгий Малков, Джаник Файзиев, Вуди Аллен

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100