Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Древнегреческие и древнеримские пеплумы и эпосы: Кто правит на российском кинопрокатном Олимпе

Эпическая лента «Геракл» может стать самой успешной историей о мифологических героях в российском прокате

Фэнтезийный боевик «Геракл» c Дуэйном Джонсоном в главной роли взял стремительный разбег в российском прокате на прошлой неделе. Его кассовый потенциал сопоставим с самыми успешными проектами, посвящёнными приключениям древнегреческих и древнеримских героев и богов. По итогам проката лента может выйти на общие сборы около 700-800 млн. руб., то есть имеет реальные шансы занять первую строчку рейтинга самых кассовых проектов этой категории. Вспомним историю и проанализируем основные тренды жанра в российском и международном прокате.

Древнегреческие и древнеримские пеплумы и эпосы: Кто правит на российском кинопрокатном Олимпе

Древнегреческие и древнеримские пеплумы и эпосы: Кто правит на российском кинопрокатном Олимпе

Голливудский фильм «Геракл» с Дуэйном Джонсоном продемонстрировал шестой по результатам 2014 года и первый в жанровой категории старт - 398 млн. руб.


«Геракл» студии Paramount очень хорошо расписан (1599 экранов) и прорекламирован. Кроме того, зрителям доступны для просмотра все основные форматы - IMAX, LUXE, 3D и 2D. В первый уикенд ленту посмотрело около 1,4 млн. человек. При оптимистичном раскладе лента может рассчитывать на место в ТОП-15 самых кассовых проектов 2014 года, а также на кассовое лидерство в жанровой подкатегории. Основная причина тому - инфляция и более высокие цены на 3D/IMAX форматы; мы не уверены, что при этом он сможет стать и самым популярным по количеству зрителей.

«Геракл» показал впечатляющий стартовый рывок. Хватит ли его на всю дистанцию?


Трейлер фильма «Геракл»

Общие сборы фильма «Геракл» в России могут достичь отметки в 700-800 млн. руб., то есть фильм имеет неплохие шансы по итогам проката возглавить список самых успешных экранизаций мифологических историй.


По нашим прогнозам, эпический боевик может стать самым кассовым фильмом среди картин, сюжет которых основан на мифологии Древней Греции или Древнего Рима. На сегодняшний день этот рейтинг возглавляет «Битва титанов», которую в России посмотрели около 3,17 млн. человек, и её кассовые сборы достигли 729,6 млн. руб. При этом стоит отметить, что наиболее популярным (по числу посмотревших его в кинотеатре зрителей) подобным фильмом пока остаётся «Троя» режиссёра Вольфганга Петерсена с Брэдом Питтом, Орландо Блумом и Эриком Баной в главных ролях - его в 2004 году в России посмотрело около 3,19 млн. человек.

«Троя» остаётся самым популярным фильмом на древнегреческую тематику в российском прокате.


Трейлер фильма «Троя» на английском языке

Предыдущая попытка донести до широкого зрителя историю Геракла - полубога и сына Зевса - «Геракл: Начало легенды» режиссёра Ренни Харлина - не увенчалась успехом.


Общемировые сборы ленты с бюджетом в $70 млн. едва преодолели отметку в $61 млн., а в России лента собрала всего 164 млн. руб. Фильм лишний раз показал, что подобное кино, созданное студией-«не мейджором», имеет слабые шансы окупиться в мировом прокате. Согласно сухой статистике, более успешными становятся проекты голливудских мейджоров, нежели независимых производителей, и независимо от суммы производственного бюджета, хотя это правило не работает в обратную сторону. Например, «Геракл» студии Paramount, несмотря на хорошие результаты в России, на остальных территориях работает не очень сильно. В среднем студийные проекты показывают в мировом прокате результат, в 3,5 раза превышающий бюджет, тогда как независимые фильмы на эту тему по миру собирают суммы, сопоставимые с бюджетом (чего явно не достаточно для окупаемости на этапе кинопроката). Самым эффективным проектом в общемировом прокате на тему приключений древнегреческих и древнеримских героев пока остаётся фильм «300 спартанцев» 2007 года, сборы которого превышают производственный бюджет более чем в семь раз.

К прокатной эффективности фильма «300 спартанцев» пока никто из жанровых коллег не приблизился.


Трейлер фильма «300 спартанцев»

Анализ трендов проката фильмов этой жанровой категории


2014 год оказался богат на фильмы этого жанра: сразу четыре эпических проекта были выпущены на широкие экраны. Тогда как, например, в 2011 и 2010 годах их было по три, а в остальные - и того меньше. Если сравнить рейтинги по подобным проектам в мире, США и России, то можно отметить ряд тенденций, которые, правда, могут отличаться от рынка к рынку:

1) Популярность и эффективность (отношение общих сборов к бюджету) в прокате древнеримских историй заметно уступает древнегреческим: достаточно посмотреть на результаты таких фильмов, как «Помпеи» (бюджет - $100 млн., общие сборы - $102 млн., российские сборы - $11 млн.), «Центурион» (бюджет - $12 млн., общие сборы - $7 млн., российские сборы - $1 млн.) или «Орёл девятого легиона» (бюджет - $25 млн., общие сборы - $27 млн., российские сборы - $4 млн.).

Трейлер фильма «Помпеи»

Экранизированные древнеримские истории обычно больше похожи на исторические боевики (без мифических чудовищ и богов), что уменьшает производственные бюджеты и даёт возможность заниматься производством независимым игрокам, у которых, как правило, и рекламные возможности ниже, чем у студий-мейджоров. Это относится и к «Помпеям», где акцент делается на разрушениях, что увеличивает бюджет, но приключенческую и фэнтезийную часть уменьшает - в результате получается исторический фильм-катастрофа, а не приключения. В России, однако, вообще ценят эпические баталии брутальных воинов, поэтому нередко (в случае, если рекламная поддержка была на нужном уровне) хорошо работают и те, и другие.

2) Сиквелы фильмов, посвящённых приключениям древнегреческих и древнеримских героев и богов, собирают хуже, чем оригинальные фильмы этих киносерий. Причем речь идёт о простом сравнении сумм - нет необходимости пересчитывать сборы первых частей с учётом влияния инфляции. В данном случае речь идёт о северо-американском и общемировом прокатах. Для России этот пункт не релевантен, так как темпы роста развивающегося кинорынка, а также общие темпы инфляции всё ещё позволяют сиквелам подобных фильмов собирать больше, даже несмотря на отсутствие главной звезды («300 спартанцев») или общее качество как оригинала, так и сиквела (оба фильма про «Титанов»). Важно отметить, что на сиквелы отваживаются только студии-мейджоры (ведь, как было указано выше, независимые фильмы - «не отбиваются» на стадии кинопроката).

На сиквелы отваживаются только студии-мейджоры

Геракл, Битва Титанов, Перси Джексон: Море чудовищ, Помпеи 3D, Война Богов: Бессмертные, Гнев Титанов, Троя, Перси Джексон и похититель молний, 300 спартанцев: Расцвет империи, Геракл: Начало легенды 3D, 300 спартанцев, Гладиатор
Майкл Фассбендер, Брэд Питт, Ренни Харлин, Дуэйн Джонс, Эрик Бана, Ченнинг Татум, Вольфганг Петерсен, Джерард Батлер, Орландо Блум

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Троя

Драма, Исторический фильм, Мелодрама

Брэд Питт, Брайан Кокс, Орландо Блум

300 спартанцев

Драма, Приключения, Исторический фильм

Джон Кроуфорд, Лоуренс Нэйсмит, Иван Тризо

Назад
Вперед
Все фильмы>
Rambler's Top100