Оператор Олег Лукичёв в новой рубрике «Я - Фильм Про». «Индустрия кино» от 11.04.14

Триумфатор премии «Белый квадрат» «Иван сын Амира» – светлая интеллектуальная мелодрама о любовном треугольнике, стороны которого представляют персонажи Дмитрия Дюжева, Каролины Грушки и Бобура Юлдашева. Идёт Великая Отечественная война. Потеряв мужа, офицера Черноморского флота, главная героиня бежит с детьми в Узбекистан, где находит пристанище у жителя кишлака, а затем рожает ему сына. Проходит время, и на пороге её нового дома появляется законный супруг: он жив и хочет увезти семью обратно в родной Севастополь. Оператор ленты Олег Лукичёв объяснил свой успех плодотворным сотрудничеством с режиссёром:

Меня впечатлил режиссёр Максим Панфилов: своим взглядом, подходом, масштабом. Он говорит: «Давай снимать на плёнку, чтобы было художественно, красиво». Он дебютант, а я очень люблю дебютантов, потому что они свободные, они не знают, как нужно. И в этом есть прелесть ощущения, что ты можешь делать то, что раньше не делал».

Лукичёв любит экспериментировать с техникой съёмки, но при этом для него первостепенны тема и настроение его лент:

Мне нравится, что у меня есть абсолютно разные работы и не всегда подумаешь, что это снимал один человек. Например, «Гарпастум» – медленная картинка, абсолютная живопись. Потом я снимал на Кубе «Океан» с режиссёром Нестеровым-Косаревым – цветная картинка, ручная камера, крупные планы, всё движется. «Путешествие с домашними животными», наоборот, – лирическая картина, добрая, светлая. Я не хочу снимать чернуху, какие-то жестокие вещи на злобу дня. Мне хочется снимать про нежность. Если от кино нет надежды, нет никакого смысла его снимать. Я не хочу человека принижать, я хочу, чтобы он поднимался к небу».

Лукичёв снимает как на плёнку, так и на цифру. Любит камеру RED, с которой работал на последних трёх картинах, – за то, что лёгкая и позволяет снимать с рук. Не боится выбирать неожиданные творческие решения, как на площадке у Кирилла Серебренникова, с которым Лукичёв работал дважды:

У нас был странный метод: он репетировал с артистами, а дальше без репетиций начинал снимать. А так как я снимал с рук, я ощущал на себе огромную ответственность, потому что сам принимал решения. А Кирилл очень любил длинные планы, однокадровые. В «Юрьеве дне» есть эпизод мой любимый, когда героиня узнаёт о смерти сына и начинает бежать. Всё снято с рук с объектива, с которого не снимают – 65-й. Очень получилось странно: длинный объектив и глубина резкости маленькая, резкость как-будто догоняет героиню. Драматургия совпала с изображением».

Последний фильм Серебренникова, драма «Измена», также снят Олегом Лукичёвым

Олег Лукичёв своим интервью открыл новую рубрику «Я - Фильм Про»



Работу на площадках арт-проектов передовых российских режиссёров Лукичёв совмещает с преподаванием в Московской школе нового кино. За кафедрой он всего год, но его студенты уже представляют работы на крупных фестивалях короткого метра, в том числе на «Святой Анне». Лукичёв поделился с нами ключевым принципом, который он старается привить своим подопечным:

Я им говорю одно и то же – научитесь быть художниками. Если вы сейчас научитесь быть художниками, профессионалами и универсалами вы всегда успеет стать; это несложно. А вот если вы сразу станете профессионалами и универсалами, в художники потом будет сложно перейти».

44-летний мастер заканчивает работу над драмой «Поездка к матери». Место действия – Париж, в главной роли – юная французская звезда прогремевшей в Каннах «Жизни Адель» Адель Экзаркопулос. Лукичёв говорит, что это будет серьёзный фильм, снятый на уровне его предыдущих картин.

Трейлер фильма «Иван сын Амира»