Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Михалков, Шахназаров, Бондарчук - о российском военном кино

Как мэтры российской режиссуры видят события Великой Отечественной войны

Золотой фонд картин о Великой Отечественной войне пополняли и режиссёры-фронтовики, и те, кто шёл вслед за ними. Именно дети войны сняли «Иваново детство» и «Проверку на дорогах», «Иди и смотри» и «Восхождение», «Молох» и «Кукушку». Однако и сегодня, в XXI веке, лучшие российские постановщики вновь и вновь возвращаются в военное время.

Михалков, Шахназаров, Бондарчук - о российском военном кино

Михалков, Шахназаров, Бондарчук - о российском военном кино

У современных постановщиков есть право, он же моральный долг, на собственное высказывание о событиях 41-го — 45-го. Алексей Учитель, постановщик фильма «Край», уверен, что военные ленты необходимы кинематографу:

Мы должны об этом помнить и говорить. Великая Отечественная война, прежде всего, показывает — как возможен героизм и подвиг, но, к сожалению, и огромные потери: эмоциональные, людские, материальные. И это для меня составляет урок на будущее».

Если быть точным, действие фильма «Край» Алексея Учителя происходит уже после войны. В августе 1945 года главный герой, Игнат, возвращается в свой посёлок. Он одержим мыслью найти и починить немецкий паровоз, который надёжно спрятан ещё с довоенных времён где-то в лесу. Война не кончена с подписанием мирного договора. Игнат, как символ русского народа, пытается обуздать немецкую мощь, которая, в свою очередь, стала трагедией для самой Германии.

Трейлер фильма «Край»

В «Утомлённых солнцем 2» Никиты Михалкова множество человеческих историй переплетутся вместе, и всё здесь будет связано, потому что один народ воевал против Гитлера, а каждый герой фильма — его часть. Пусть даже время заслонило подлинные события, и отдельные эпизоды ленты более походят на окопные байки, но за сказовой формой прячется содержание, которое, быть может, и нельзя высказать прямо. По словам Михалкова, его фильм был неправильно интерпретирован многими критиками:

Для нас наша картина «Утомлённые солнцем 2» - это совершенно другой взгляд. Это метафизическая картина, притча. Рассматривать её как историческую картину — глубочайшая ошибка. Такого не было взгляда раньше, когда мы рассматриваем войну не только как передвижение дивизий, а как ещё и вопрос «а где Бог на войне?».

Трейлер фильма «Утомлённые солнцем 2: Предстояние»

Герой фильма «Поп» режиссёра Владимира Хотиненко — сельский священник. Он оказывается одним из миссионеров так называемой «Псковской православной миссии». Немцы открывают её на оккупированной территории, чтобы повысить лояльность местного населения к Рейху. Батюшка пытается служить Богу, не служа при этом врагу, оставаясь чужаком в глазах многих людей по обе стороны фронта. Режиссёр описал нам историю:

Известно, что в России нет такой семьи, на которой не отразилась бы эта война. Мамы старший брат — человек с плаката, киногерой. Пошел, когда началась война, лётчиком. Он всегда хотел быть летчиком. На следующий день уже надо на фронт, он прилёг в траву на аэродроме… и его задавила машина. Что это такое? В общем, это сюжет».


Трейлер фильма «Поп»

Обожжённый, чудом выживший танкист охотится за легендарным «Тигром» — секретной немецкой военной машиной, которую невозможно подбить в бою. Танк настолько секретный, что командование советских войск даже не уверено, что он вообще существует. И постепенно военная операция перерастает в мистическое странствие среди крови и смерти, в котором найти цель может быть ещё опаснее, чем упустить её. Об этом фильм Карена Шахназарова «Белый тигр». Шахназаров осознаёт, что восприятие войны со сменой поколений не может не изменяться:

Понятно, что сейчас вырастает поколение, для которого Великая Отечественная война - уже отдалённое событие. Ты с этим ничего не поделаешь. И не надо с этим ничего делать. Понятно, что могут быть новые подходы и каждое поколение по-своему может трактовать эту тему. Самое главное, чтобы не забывали этого».

Трейлер фильма «Белый тигр»


Кинопрочтение романа «Жизнь и судьба», фильм «Сталинград» Фёдора Бондарчука взял только одну сюжетную линию книги. Ничего удивительного: роман Гроссмана слишком масштабен, чтобы экранизировать его полностью. С другой стороны, масштабной может быть постановка и по фрагменту. Несколько бойцов ведут оборону из полуразрушенного дома, напротив — немецкая часть, которой этот дом преградил движение. Декорация — знаковые места сталинградских сражений. Вокруг бушует война, однако локальные страсти, кипящие в здании, не менее важны для режиссёра, чем ход переломного сражения Великой Отечественной. Интересно, что Бондарчук родился как раз 9 мая, что, по его словам, отразилось на его мировосприятии:

Наша семья, в первую очередь, праздновала День Победы. И это было очень важно: я понимал, что являюсь частью большого целого».

Особенности спецэффектов, декораций и грима в фильме «Сталинград». «Индустрия кино» от 11.10.13

Легко заметить, что объединяет все эти фильмы. Главное в них — не сама война. Частные истории, несколько отдельно взятых человеческих жизней волнуют авторов. В пожарище схватки с фашизмом были брошены миллионы, а значит, сюжетов о Великой Отечественной хватит на многие поколения кинематографистов, чтобы мы, зрители, смогли ещё глубже понять те годы, когда время и пространство в нашей стране сгустились до немыслимой плотности. И искать своё отражение в каждой из надломленных судеб.
Утомлённые солнцем 2: Предстояние, Сталинград, Белый тигр, Поп, Край
Владимир Хотиненко, Карен Шахназаров, Алексей Учитель, Никита Михалков, Фёдор Бондарчук

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100