Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Фильмы о Великой Отечественной войне в жизни российских режиссёров

Авторы картин рассказывают о том, из чего родились их фильмы

Для каждого российского режиссёра снять фильм на материале Великой Отечественной войны не просто ещё одна работа. Во-первых, это автоматически означает сложный и дорогостоящий производственный процесс. Во-вторых, автору такой картины неизбежно придётся нести серьёзный психологический груз, о котором уместно вспомнить в День победы. Ведь эти режиссёры тоже победили, они тоже дошли до своего «Берлина» - выпустили свои фильмы.

Фильмы о Великой Отечественной войне в жизни российских режиссёров

Фильмы о Великой Отечественной войне в жизни российских режиссёров

Традиция кино о войне у нас в стране имеет долгую историю. Снимались картины во время самой войны. Снимались они после войны, в том числе фронтовиками. Потом фильмы делали дети фронтового поколения – у них на экране была своя война, при этом часто показанная и понятая куда более глубоко, чем у их предшественников. Именно «дети», не видевшие войны, сняли «Иваново детство» и «Проверку на дорогах», «Восхождение» и «Иди и смотри», «Молох» и «Кукушку». Планка кино о войне была установлена очень высокая. Но у современных режиссёров тоже есть право высказаться о Великой Отечественной. И если в прошлом о войне могли снимать совсем молодые авторы, то теперь отважиться на это могут, как правило, лишь опытные кинематографисты. Мы поговорили с ними о том, как возникли идеи их фильмов и как они сами выбирали сюжеты.

Поскольку оценивать фильмы, о которых мы говорим, здесь не совсем корректно, мы расположили их по дате премьеры в хронологическом порядке. И без нумерации.

«Поп», режиссёр Владимир Хотиненко. Премьера – 11 августа 2009 года.


Трейлер фильма «Поп»

Герой фильма «Поп» режиссера Владимира Хотиненко — сельский священник. Он оказывается одним из миссионеров так называемой «Псковской православной миссии». Немцы открывают её на оккупированной территории, чтобы повысить лояльность местного населения к Рейху. Батюшка пытается служить Богу, не служа при этом врагу, оставаясь чужаком в глазах многих людей по обе стороны фронта.

Владимир Хотиненко рассказывает о том, как воевали члены его семьи и какую роль в его жизни сыграл трофейный баян


По словам Владимира Хотиненко, Михаил Швыдкой, когда ещё был министром культуры, как-то спросил у него, не хочет ли он снять фильм о «Псковской миссии». Хотиненко об этом ничего не слышал. И не собирался снимать фильм о войне, потому что не было какой-то особенной истории, ради которой стоило бы запускаться с таким проектом. Можно было бы рассказать ту самую историю нелепо погибшего брата, потому что в ней были драматизм и героизм. Но Швыдкой в течение десяти минут поговорил с режиссёром о «Псковской миссии», и тот почувствовал, что «по спине побежали мурашки». Он понял, что тема рискованная, потому что многие до сих пор считают тех священников предателями, а многие священники и вправду были ими. Но среди людей без подрясников тоже были предатели. «Ведь этих людей просто бросили! – восклицает Хотиненко. – Некоторых священников партизаны просто убивали. С некоторыми они сотрудничали» Во время отступления немцы арестовывали и расстреливали этих священников, а тех, кого они не убили, потом уничтожили красноармейцы. Прототип главного героя после войны бежал в США, чтобы остаться в живых. Хотиненко понимал, что тема предательства может стать причиной, по которой многие фильм не примут заранее. «Но как быть? Если у матери голодные дети, она пойдёт на немецкий завод, где делают снаряды, и будет работать, чтобы спасти детей».

«Утомлённые солнцем 2: Предстояние», режиссёр Никита Михалков. Премьера – 22 апреля 2010 года.


Трейлер фильма «Утомлённые солнцем 2: Предстояние»

Легендарный комдив Котов не сгинул в сталинском лагере. Ему удалось бежать. Он не стал прятаться, потому что новое время потребовало его участия: началась война с Германией. В этой войне будет участвовать и тот, кто посадил Котова, - Митя. И дочь Котова не избежит горестей войны. Множество человеческих историй переплетутся вместе, и все здесь будут связаны, потому что один народ воевал против Гитлера, а каждый герой фильма – часть этого народа. Пусть даже время заслонило подлинные события, и каждый эпизод более походит на байку, рассказанную у костра, но за сказовой формой прячется содержание, которое, может быть, и нельзя высказать прямо.

«Край», режиссёр Алексей Учитель. Премьера – 9 сентября 2010 года.


Трейлер фильма «Край»

Если быть точным, то действие фильма «Край» происходит уже после войны. В августе 1945 года главный герой, Игнат, возвращается в свой посёлок. Он одержим мыслью найти и починить немецкий паровоз, который надёжно спрятан ещё с довоенных времён где-то в лесу. Война не кончена с подписанием мирного довогора. Игнат, как символ русского народа, пытается обуздать немецкую мощь, которая, в свою очередь, стала трагедией для самого германского народа. Его, германский народ, репрезентует диковатая девушка, прятавшаяся и дрожавшая всю войну. Ей нужно учиться жить заново, и Игнату с ней предстоит построить новые отношения, в которых для войны просто не останется места.

«Белый тигр», режиссёр Карен Шахназаров. Премьера – 3 мая 2012 года.


Трейлер фильма «Белый тигр»
Обожжённый, чудом выживший танкист охотится за легендарным «Тигром» - секретным военным танком, который невозможно подбить в бою. Танк настолько секретный, что командование советских войск даже не уверено, что танк вообще существует. Постепенно военная операция перерастает в метафизическое странствие среди крови и смерти, где найти цель может быть ещё опаснее, чем упустить её.

Карен Шахназаров рассказывает о том, почему так трудно снимать танковые бои и почему блокбастеры о войне не могут из-за этого быть реалистичными в полной мере



Режиссёр Карен Шахназаров рассказал также, что после войны на Мосфильм привезли очень много трофейной техники. Например, немецкие самолёты десятками просто стояли на лужайке у павильонов. Многое с тех пор пропало, но много техники осталось и используется на съёмках сегодня: оружие, бронетехника, настоящие танки, многие из которых «играли» в «Белом тигре». Когда Карен Шахназаров прочёл сценарий Ильи Бояшова, он увлёкся им, не в последнюю очередь, потому что молодой автор посмотрел на войну несколько иначе, чем смотрели до него. Непривычно, оригинально, глубоко. Это тем более важно, что «для Ильи Вторая мировая война – то же самое, что для меня – Первая мировая. Это где-то очень далеко, немыслимо давно». Поэтому он и смог найти другой взгляд, ради которого можно было запускать фильм.

«Сталинград», режиссёр Фёдор Бондарчук. Премьера – 10 октября 2013 года.


Трейлер фильма «Сталинград»

Вариация на тему романа «Жизнь и судьба» Михаила Гроссмана, «Сталинград» взял только одну сюжетную линию романа. Ничего удивительного: например, фрагмент «Последнее письмо» часто ставится в разных театрах мира как моноспектакль. Роман слишком масштабен, чтобы экранизировать его полностью. С другой стороны, масштабной может быть постановка и по фрагменту. Итак, несколько бойцов в полуразрушенном сталинградском доме, оставшаяся в нём жилица, а напротив – немецкая часть, которой этот дом преградил движение. Декорация – знаковые места сталинградских сражений. Вокруг бушует война, а локальные страсти, кипящие в доме, не менее важны для их носителей, чем тысячи человеческих жизней, прерывающихся в это самое мгновение в пределах видимости.

Фёдор Бондарчук рассказывает, как соотносились в его семье дни 9 мая - День победы и 9 мая - День рождения Фёдора Сергеевича Бондарчука


Легко заметить, что никто не снимает кино про войну вообще. Частные истории, несколько отдельно взятых человеческих судеб волнуют авторов фильмов. Вспомним одно из важнейших произведений в истории русского кинематографа – «Летят журавли» Михаила Калатозова. Уходят на фронт массы, сквозь которые рвётся Белка в начале фильма, чтобы проводить своего любимого. А когда объявлена победа, та же Белка видит на перроне не толпу – камера выхватывает отдельные лица. Это победа конкретных людей, у них есть имена, каждый прошёл свою войну, но не каждый смог вернуться на такой же перрон, как в финале фильма Калатозова. Поскольку же таких конкретных людей были миллионы, историй о войне хватит на многие поколения будущих кинематографистов. Мы же будем открывать для себя всё новые грани этого удивительного периода, когда время и пространство в нашей стране сгустились до немыслимой плотности. И искать своё отражение в каждой из этих невероятных судеб.
Сталинград, Белый тигр, Утомлённые солнцем 2: Цитадель, Поп, Край
Владимир Хотиненко, Карен Шахназаров, Алексей Учитель, Никита Михалков, Фёдор Бондарчук

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100