Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Никита Михалков: «Мне интереснее делать звезду, чем её использовать. И я сделал не одну»

Известный режиссёр, актёр и продюсер дал интервью, находясь в швейцарской Женеве

В Женеве 21 сентября начался фестиваль российского кино, в рамках которого зрителям покажут лучшие отечественные картины за последние годы. Фильмом открытия стал кассовый блокбастер Николая Лебедева «Легенда №17», который приехали представить сам режиссёр, продюсеры Леонид Верещагин и Никита Михалков. В интервью нашему сайту мэтр российского кино рассказал, в чём заключается социальная и историческая значимость «Легенды», какие опасности грозят Даниле Козловскому и как поживает «Солнечный удар» - драма по Бунину, над которой он работает уже несколько лет.

Никита Михалков: «Мне интереснее делать звезду, чем её использовать. И я сделал не одну»

Никита Михалков: «Мне интереснее делать звезду, чем её использовать. И я сделал не одну»

Дмитрий Лузган
В Европу обычно везут мрачные, пессимистичные российские картины, в которых показывается, как всё в нашей стране плохо. А тут вдруг - «Легенда №17», светлая лента о светлых людях и со счастливым финалом. Так вышло только потому, что это пока самый кассовый российский фильм этого года, или потому что настало время менять представление о нас через экраны?


Никита Михалков
По поводу «менять» меня убеждать не надо, я давно так считаю. Что касается этой истории, то здесь вот какая удивительная штука: если бы «Легенда №17» вышла 30 лет назад и Коля Лебедев был моим одногодкой, я бы сказал ему: «Ты - молодец! Прошёл по грани и никому ничего не лизал. Какое кино хорошее, класс!». И это была бы хорошая, но абсолютно непрорывная картина. Потому что рядом было бы «Чистое небо», или «Летят журавли», или «Андрей Рублёв», ну и так далее. Рядом были бы картины, которые по глубине, по качеству были бы выше. А сегодня это прорыв, просто шок: «Ё-мое, ты смотри что творит, пойдём ещё раз посмотрим!». Значит что? Это востребовано, люди этого ждали! Они насмотрелись, как человек блюёт, пьёт, как он мочится, как он насилует кого-то, как он засовывает в гениталии посторонние предметы, как его избивают менты, как его обманывают - он это всё видел. Правда? Правда! Это всё, конечно, есть. А что неправда? А неправда то, что если это есть, то я как зритель хочу видеть, как ты, режиссёр, к этому относишься, насколько тебя это трогает. «Что ты меня пугаешь? Я и так знаю, что мы в говне. Ты мне выход подскажи. Давай вместе его искать! А ты меня макаешь туда, и потом едешь на фестиваль в Венецию и получаешь приз за это, потому что ты рассказал правду. Ага, понятно: вот, оказывается, что надо». А зрителя можно обманывать, но не всё время. А зритель думает: «Знаете, что: пошли вы в задницу. Я лучше буду смотреть «Пиратов Карибского моря» или «Аватар». Это не повод, чтобы снимать «Кубанских казаков», хотя это замечательная картина, а это повод задуматься о том, что мы хотим видеть для себя. Вдруг выясняется, что герой нужен. Который борется с самим собой, у которого проблемы; который хочет вырваться, которого давят, которого давит система; когда его давит тренер, чтобы сделать из него человека, а он этого не понимает; когда на него давит девушка, которой он нравится, потому что она просит его бросить то, что ему нравится. И это в зрительском зале вызывает восторг. И это вещь, которую нельзя симулировать. Зрители аплодируют свою чувству, аплодируют своему удовлетворению. Значит, это востребовано. И это даёт мне надежду, что не всё потеряно.

Дмитрий Лузган
А сколько таких картин нужно снять? Потому что одной «Легенды №17», мне кажется, мало.

Никита Михалков
Конечно, мало. Дело в том, что когда ты настраиваешься на негативный лад, это всё равно должно быть душевно, очеловечено. Вы помните картину Чухрая «Сорок первый»? Он - белый офицер, она - большевичка: они разные люди, но из ничего возникают отношения. И она его убивает. И ведь жалко, это печальная картина. В ней есть любовь, есть жизнь, есть отношение к этому художника. Вопрос не в том, чтобы обязательно был хороший финал. Мы же не американское кино.

Дмитрий Лузган
Сейчас ваша компания «ТРИТЭ» работает над ремейком фильма «Экипаж». Это тоже будет светлая история о людях, у которых есть идеал?

Никита Михалков
Конечно, моя студия снимает только такое кино. Хотя мы сейчас для канала «Россия» делаем документальную картину «Чужая земля» про брошенные земли, и это печальная картина. И картина о Столыпине - печальная картина, но печаль моя светла. Я эту картину снимаю для того, чтобы найти выход, а не показать, как всё безобразно.


Дмитрий Лузган
Хорошо, поставлю вопросы так: о чём будет новый «Экипаж», какую мысль почерпнут зрители?

Никита Михалков
Я думаю, что самое главное, что будет в новом и было в старом «Экипаже», - это сила человеческого духа и противостояние человеческого духа проблемам, которые его окружают.


Дмитрий Лузган
Какую роль вы привносите в проект в данное время?

Никита Михалков
Сейчас пишется сценарий. И как только будет готов первый вариант, мы начнём читать его. Я не хочу читать его раньше, но оставляю за собой право вносить свои поправки по тому, как мы понимаем такого рода картину. До этого тоже так происходило. При работе над «Легендой №17» Николай Лебедев либо убеждал нас в чём-то, либо опровергал наше мнение.

Дмитрий Лузган
Недавно я был на питчинге Фонда Кино и заметил, что в презентациях проектов, а их было 55, часто фигурировало имя Данилы Козловского. Почему так? У нас больше нет молодых талантливых актёров или это спекуляция на его популярности?

Никита Михалков
Конечно, это спекуляция. И будет плохо, если он на неё поведётся. У любого художника, и у актёра в том числе, должно быть время на вызревание. Если он из картины в картины приходит на площадку и начинает импровизировать, потому что он не знает сценарий, то в этом случае он начинает использовать клише, он начинает использовать то, что лежит на поверхности, то, что ему легче. И так он будет только цементировать клише, и его будут снимать только в тех фильмах, где его герой заклиширован. Потому что у него не было времени раскрыться. Это огромная опасность, я считаю.

Дмитрий Лузган
И, как вы думаете, он справится с этой опасностью?

Никита Михалков
Не знаю, он умный парень. Он снимается сейчас в Америке в «Академии вампиров», и для него это новый опыт.

Дмитрий Лузган
Но, неужели кроме него больше нет молодых талантливых актёров, которые могли бы пополнить когорту звёзд?

Никита Михалков
Я сейчас в своей картине снимаю только неизвестных актёров. Мне вообще интереснее делать звезду, чем её использовать. И я не одну сделал.

Дмитрий Лузган
Вот мы и перешли, тем самым, к разговору о «Солнечном ударе». Когда уже фильм выйдет на экраны?

Никита Михалков
Мы монтируем её неспеша. Это большой фильм и пять серий для телевидения. У меня нет жгучего желания поспеть к какому-нибудь фестивалю. Меня это уже, честно говоря, больше не интересует. Я честно вам скажу: я такое удовольствие получаю от создания этого мира, что просто так сляпать его не могу. Я его ревную. Я пока не насытился. Мне хочется с ним быть. Это очень интимная вещь.

Дмитрий Лузган
Последний вопрос. Вы частично снимали фильм здесь, в Швейцарии. В каком именно месте и что это были за сцены?

Никита Михалков
Снимали всё время на озере в Монтрё. Это единственное место, где мы нашли работающие колёсные пароходы 1902-го, 1903-го годов, их никто не разломал, не разрезал, не утопил. С точки зрения работы это было трудно, но у нас не было другого выхода. Это была одна из самых трудных моих экспедиций, потому что мы привезли сюда 60 фур: мы поленницу сюда привезли, мы привезли сюда настоящее дерево. Мы сделали в Швейцарии настоящие русские пристани и части городов. Поэтому наши швейцарские друзья просили их оставить здесь. Но мы этого не сделали, потому что, во-первых, это подотчётно, а во-вторых, нам надо было везти их обратно и использовать в дальнейших съёмках.

Дмитрий Лузган
Спасибо большое!
Легенда №17
Николай Лебедев

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Назад
Вперед
Все фильмы>
Rambler's Top100