Новозеландский кинорежиссёр Питер Джексон по праву считается главным специалистом среди кинематографистов по творческому наследию Джона Рональда Руэла Толкиена. В начале нулевых он снял трилогию «Властелин колец», потрясшую мир масштабом и зрелищностью. Фильмам Джексона по Толкиену сопутствовал колоссальный зрительский успех - три блокбастера киносерии заработали в мировом кинопрокате более $2,5 млрд. В скором времени в производство был запущен кинопроект «Хоббит». Изначально его разработкой в качестве режиссёра занимался Гильермо дель Торо, который выбыл из игры, отправившись заниматься «Тихоокеанским рубежом», и на «капитанский мостик» заступил Питер Джексон, числившийся в продюсерах фильма. Джексон основательно подошёл к воплощению на экране идей как Толкиена, так и своих собственных. Он снял столько киноматериала, что руководство киностудий Warner Brothers и MGM дало согласие на выпуск не двух, а трёх картин по мотивам повести выдающегося британского писателя.

В основных съёмках трилогии, длившихся 266 дней, участвовали около тысячи специалистов из разных производственных департаментов.


Известно, что на конструкцию, декорирование, а затем на разбор декораций кинематографисты потратили 8900 часов. Визуальные эффекты создавались в творческой кузнице студии Weta Digital, а физические спецэффекты и пластический грим в Weta Workshop. При этом второй фильм киносерии о путешествии Хоббита зрелищнее первой картины. На смену королю гоблинов приходит невероятно эффектный дракон, которого озвучивает Бенедикт Камбербэтч.

«Начинка»: Из чего сделан «Хоббит: Пустошь Смауга»

Дракон


Смауг - один из самых реалистичных драконов в истории кино. Кадр из фильма


Студия визуальных эффектов Weta Digital прославилась на весь мир созданием ярких и убедительных вымышленных персонажей. Трёхмерщики этой студии подарили зрителям Голлума из «Властелина колец», На'Ви из «Аватара» и Цезаря из «Восстания планеты обезьян». Дракон Смауг из нового фильма Питера Джексона, скорее всего, встанет в один ряд с вышеназванными героями - он получился ничуть не менее колоритным и запоминающимся. Смауг - полностью цифровой персонаж, анимированный по ключевым кадрам, в отличие от На'Ви, Голлума и Цезаря, которых оживляли при помощи техники захвата актёрской игры (performance capture - прим. авт.) В случае с драконом технология performance capture использовалась исключительно для получения характеристики поведения, а не для сбора анимационных данных.

Британский актёр Бенедикт Камбербэтч изображал перед камерами Смауга - он извивался, как змея, громко шипел и говорил утробным голосом.


Бенедикт Камбербэтч не только озвучил дракона, но и изобразил его перед камерами


Движения и жесты Камбербэтча интерпретировались аниматорами при оживлении дракона. Использовать анимационные данные в чистом виде по вполне очевидным причинам не представлялось возможным из-за огромной разницы в строении тела актёра и персонажа. Особое внимание уделялось синхронизации голоса Камбербэтча с шевелением пасти Смауга. На выручку пришли носовая складка, манипуляция которой придала реалистичности говорящему дракону. При создании морды Смауга трёхмерщики держали в уме внешний вид крокодилов. Вообще стоит отметить, что незадолго до начала работы над этим персонажем художники слетали в Австралию, где сходили в зоопарк и пофотографировали змей и игуан. Собранный визуальный материал пригодился во время отрисовки текстур дракона. При работе над кадрами с летающим Смаугом аниматоры обращались к видео с птицами альбатросами, которые на земле смотрятся неуклюже, зато в воздухе парят невероятно красиво. Визуализация с использованием физически точной модели освещения позволила кинематографистам представить на большом экране одного из самых убедительных драконов в истории кино.

Дублированный трейлер фильма «Хоббит: Пустошь Смауга», в который вошли кадры с драконом.


Пауки и медведь


Хоббит сражается с цифровым пауком. Кадр из фильма


Сцену с жуткими пауками снимали в павильоне, где были высажены бутафорские деревья. Разумеется, гигантские насекомые были смоделированы и анимированы в графике кудесниками из студии Weta Digital. При этом трёхмерщики применили те же компьютерные программы, что и для создания дракона. Модели строились и анимировались в Autodesk Maya, а визуализировались в Renderman. Особое внимание уделялось имитации экзоскелета пауков и покрова их лапок. Специалисты сделали конечности насекомых полупрозрачными, чтобы сквозь них проходил свет. Симуляция подповерхностного рассеивания придала членистоногим чудищам более реалистичный внешний вид.

Созданный на компьютере медведь. Кадр из фильма


При создании образа сказочного медведя, в которого превращался один из персонажей, художники потратили много времени, чтобы понять, насколько шерсть должна быть густой, какими шрамами следует украсить тело героя и т.д. Реализованный средствами графики анимированный зверь был интегрирован в кадры, сделанные на натурной площадке в Новой Зеландии.

Непродолжительный ролик о создании блокбастера Питера Джексона. Видео содержит кадры со съёмок сцены с пауками, с бочками и в сокровищнице Смауга.

Фэнтезийный блокбастер «Хоббит: Пустошь Смауга» вышел на мировые экраны спустя год после премьеры первой картины серии «Хоббит: Нежданное путешествие», которая заработала в мировом прокате более $1 млрд. Продолжение приключений отважного хоббита и гномов также пользуется огромным успехом у зрителя. За первые три недели проката сиквел принёс дистрибьютору порядка $660 млн. Помимо этого, «Хоббит: Пустошь Смауга», как и предшественник, попал в шорт-лист номинантов на премию «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты».
Интересные факты о создании фильма:
1. Изображение Смауга, которым украсили один из самолётов авиакомпании Air New Zealand, имело разрешение 66K и «весило» 500 гигабайт.

2. Длина Смауга равняется двум самолётам Boeing 747 (141,2 метра - прим. авт.).

3. Бутафорское сокровище было подменено на компьютере CGI-моделями монет и других драгоценностей. В одном из кадров нам показали до 20 млн цифровых монет.

4. Сцену с бочками снимали в павильоне и на натурной площадке, а после дорабатывали на компьютере, при необходимости подменяя актёров трёхмерными двойниками.

5. Режиссёр фильма Питер Джексон появляется в эпизодической роли в самом начале картины, он проходит, жуя морковку.