Озвучивание – довольно сложный процесс со своим бюджетом и технологиями. Необходимо учитывать тембр голоса оригинального актёра, его темперамент и даже возраст. Голосовая локализация самых первых фильмов в СССР в середине 30-х занимала целый год, сейчас – около недели. Наш специальный корреспондент Марина Коблева встретилась с российскими актёрами дубляжа и узнала, как они вживаются в роль и насколько они похожи на иностранных знаменитостей.

В этом увлекательном исследовании, бойцы невидимого фронта, актёры, чьими голосами в России говорят Брюс Уиллис, Адриано Челентано, Мэрил Стрип, Дензел Вашингтон, Энтони Хопкинс, Кристен Стюарт, Леонардо ДиКаприо, Томми Ли Джонс и многие-многие другие. Как дублируются драки и любовные сцены, а так же, что нельзя есть и пить актёрам дубляжа — обо всём этом вы узнаете от них самих.

Современная школа дубляжа зародилась ещё в советское время. Тогда перед микрофоном стояли все актёры, занятые в сцене: и маститые исполнители главных ролей, и молодые, начинающие артисты. Так передавалось мастерство. За мальчика Масленицу говорила молодая актриса Ярослава Турылёва:

Ярослава Турылева:

Мы влезаем в нутро того персонажа, которого мы делаем. Вот в этот и образ, и в этого актёра. И мы должны сохранить то, что там, если это хорошо, и исправить, если там плохо. Очень часто это бывало.

Сегодня Ярослава Георгиевна — одна из самых известных режиссёров дубляжа художественных фильмов. Теперь она сама подбирает актёров на звуковые роли в голливудских хитах. Под ее руководством озвучивался фильм «Список Шиндлера», и, говорят, сам Стивен Спилберг благодарил режиссёра русского дубляжа. Ярослава Георгиевна работала над всеми частями «Шрэка», всего под её руководством дублировали на русский язык более 300 картин.

Ярослава Турылева:

Часто зрители думают: ой, неправильный перевод. Хаа, мы в этом не виноваты! Это бывает супервайзерская работа, а бывает прокатчик, который считает, что вот эти реплики не смешные, и предлагает свои. А мы не имеем права им отказать. Делается перевод. И когда супервайзер не знает русского языка, он требует перевести вот этот перевод. Вы понимаете, что происходит?

Сейчас актёры прописывают свои роли по одному. Партнёра они в лучшем случае слышат в наушниках. А часто приходится говорить самим с собой. Голоса дублёров утверждаются зарубежным правообладателем и создателями фильмов. Бывает, что за дублёрами закрепляют голливудскую знаменитость, но иногда студии предлагают другие варианты, проводят кастинг и утвёржденные голоса меняются.

На записи в студии «Пифагор» - Елена Соловьёва. Её голосом в российском прокате часто говорит Тильда Суинтон («После прочтения сжечь»), Хелена Боннем Картер («Король говорит»), Мэрил Стрипп («Простые сложности»), Сара Джессика Паркер («Секс в большом городе») и многие другие. Один из самых памятных для актрисы моментов — дубляж Дэрил Ханны в картине «Убить Билла 2».

Елена Соловьёва:
Она удаляет оставшийся глаз, и вот этот крик, он должен был быть прописан мною, его нельзя было взять из канвы фильма (потому что туда были ещё слова, сказанные актрисой, вплетены), поэтому писали всё, что называется, вживую. Я просто оставила там связки свои, я посадила голос и две недели не разговаривала.

Актёр Театра имени Гоголя Александр Гаврилин напротив — от своей последней роли нисколько не устал.

Александр Гаврилин:
С профессиональной точки зрения, я как актёр озвучиваю актёра, не как героя «Сумерек» Эдварда, да, а как Роберта Паттинсона — артиста, который снимается в этом кино. Мне не сложно. А из чего состоит с точки зрения звукового ряда роль Эдварда? - Она состоит и такого вот голоса (изображает). Мне хорошо — я после него поеду и прочитаю 10 серий National Geographic и голос не сорву.

Возлюбленную Эдварда — Бэллу Свон озвучила актриса Театра на Покровке Наталья Фищук:

Были. Сложности некоторые. Потому что она, скажем так, не очень хорошо говорит в плане — у неё очень много «мм, ах, м», дыханий, причмокиваний, каких-то цыканий! И вот это всё приходилось делать. И в каждой новой части у неё что-то прибавлялось. То у неё были просто дыхания везде, потом у нее прибавились цыкания.

За то время, пока Белла ждала, когда же её укусит, наконец, её возлюбленный, Наталья Фищук успела стать мамой. На этом сходство с героиней, к счастью, заканчивается.

Считается, что актёр дубляжа должен в чём-то быть похожим на актёра, которого он озвучивает. На самом деле, главное, как говорят профессионалы, чтобы голос «лежал» на лице. Возможно, должна совпадать комплекция — но это не обязательно. Возможно, голос дублёра должен быть похожим на голос актёра, но и это, как говорят, не обязательно.

Рудольф Панков:
Не знаю, похож ли я на Челентано, которого я озвучивал, конечно, не похож. Наверное…Но пришлось делать и скороговористую речь его...

Рудольф Панков — один из корифеев отечественного дубляжа. Его голосом часто говорят Томми Ли Джонс («Старикам тут не место»), Энтони Хопкинс («Тор»), Марк Уильямс – Артур Уизли из «Поттерианы», всего около 600 ролей.

Марина Коблева (корреспондент):
Я знаю, что когда вы озвучивали Бена Кингсли в «Ганди», вы даже голодали?

Рудольф Панков:
Да, ну, это был такой момент, когда, как приблизиться к нему, как убедительнее быть? И когда мы пошли однажды с режиссёром в столовую, он говорит, слушай, а ты похудел! Я говорю, ну как я буду говорить, как я буду работать, если я буду сытый?! Я буду сытый, а он в это время голодает, в это время произносит слова, наверное, они по-другому звучат как-то.

Один из монологов Ганди актёр помнит наизусть до сих пор.

Рудольф Панков:
Когда я вернулся из Южной Африки, он всё это с улыбкой делал. Когда я вернулся из ЮА, я много ездил по Индии, но даже если б я продолжал ездить ещё много лет, я не увидел бы и малой части. Индия — это 700 тысяч деревень, а не несколько сот адвокатов из Дели и Бомбея. Пока мы не пойдём к крестьянам, которые проливают пот в тяжком каждодневном труде, мы не можем называть себя представителями Индии! Мы не сможем никогда бросить вызов Англии как нация.

Впрочем, обычно актёры дубляжа настолько глубоко в роль не погружаются. Во-первых, потому что одновременно они могут работать над несколькими фильмами и героями. А во-вторых, из-за специфики работы: часто им нужно войти в образ немедленно, прямо перед микрофоном. Причем, иногда, из-за борьбы с вероятным пиратством, актёр и героя-то своего почти не видит.

Денис Беспалый:
Иногда приходит картинка не до конца. Не то, что мы видим в кинотеатре, а мне приходит только мой персонаж на белом фоне. Или того хуже — одни его губы. По всему экрану. И тогда приходится спрашивать: куда он пришел, как он говорит, кому говорит, почему говорит?

Голосом Дениса Беспалого, актёра Нового Драматического театра, часто говорит Рассел Кроу («Робин Гуд»), Брюс Уиллис («Крепкий орешек»), Дензел Вашингтон, всего — около 400 ролей в дубляже.

Денис Беспалый:
Приходится и целоваться, и чмокать, и ахать. Есть даже шутка. Было время, когда предлагали, сейчас уже не предлагают: в кадре актёр ест. И вставали все, бежали: дайте ему хлебушка пожевать! Или дайте ему водички, актёр в кадре пьет, пусть он водички попьёт! Я тогда говорю: а когда любовная сцена — я тогда требую мне пожалуйста здесь организуйте!

Сергей Бурунов:
У каждого свои секреты. Ну, целую руку! Поцелуйчики все, чмоки, руку иногда до красноты зацеловываю.

Голосом актёра и известного пародиста Сергея Бурунова в российском прокате обычно говорит Леонардо ДиКаприо.

Сергей Бурунов:
Я, конечно, преклоняюсь перед ним, это была такая картина «Дорога перемен». С ним и, как же её зовут, я забыл. С Кейт Уинслетт. Старею! Там была такая сцена выяснения отношений, когда он швырял предметы, и это было грамотно и очень точно сделано, одним кадром всё это снято, у меня просто дыхания даже не хватало! Человек работал на таких оборотах, правда, тяжело, у меня прямо пот выступал, ну, то есть прямо градом вот так вот.

Для того, чтобы мы, зрители, не задумывались о качестве дубляжа, а только внимательно следили за действием фильма, работают переводчики, литературные редакторы и укладчики, которые подбирают слова так, чтобы они более или менее совпадали с артикуляцией иностранного актера на экране. А затем, под чутким руководством режиссера и звукооператора, глядя в экран, на тайм-код и в текст, перед микрофоном играют роль настоящие актеры.