В этом году исполнилось 80 лет со дня рождения Андрея Тарковского, 50 лет со дня выхода картины «Иваново детство» и 40 лет со времени вручения Тарковскому «Золотой пальмовой ветви» за фантастический фильм «Солярис» в Каннах. Президент фестиваля Павел Лунгин считает, что главной задачей было не только собрать международный конкурс, но и расширить его границы, а также повысить значимость киносмотра:

Родина Тарковского привлекает своей красотой и богатой историей. Сейчас люди начали уставать от коммерческого кино. Зрителям интересно смотреть авторские фильмы, для них важна позиция режиссёра и его особенный взгляд. В дальнейшем мне хотелось бы, чтобы фестиваль имени Тарковского стал одним из самых крупных и значимых событий для российской киноиндустрии. Плёс – это город, который тесно связан с творчеством этого режиссёра и культурой XIX века, все участники с удовольствием сюда приехали».

В конкурсную программу фестиваля вошли работы кинематографистов из Бразилии, Греции, Таиланда, Канады, Израиля, Нидерландов и других стран.


Андрей Звягинцев детально отвечал на все вопросы журналистов


В конкурсную программу кинофестиваля вошли фильмы: «Альпы» Йоргоса Лантимоса, «Верхний этаж, левое крыло» Анджело Чанчи, «Господин Лазар» Филиппа Фалардо, «Комната 514» Шарона Бар-Зифа, «Одинокая планета» Джулии Локтев, «Откройте двери и окна» Милагрос Мументалер, «С четверга до воскресенья» Доминги Сотомайор, «Юго-Запад» Эдуарду Нуниша, «Я вела тебя домой» Тонгпонга Чатарангал и «В тумане» Сергея Лозницы – фильм, который был награждён итальянской премией ФИПРЕССИ на 65-м Каннском кинофестивале. Андрей Звягинцев отметил сложность в финансировании авторских проектов во всём мире. На его взгляд, эта проблема должна решаться, и молодым режиссёрам нужно помогать:

В самом начале проекта очень сложно найти финансирование. Возможность получить свой шанс должна быть у каждого начинающего автора. Всегда есть люди, которые знают цену авторским проектам. Эти ленты можно называть провальными, непрокатными, убыточными и так далее, но они интересны. Здесь тоже стоит отметить, что зритель всё больше отдаляется от кинотеатров и уходит в интернет, где можно купить или бесплатно посмотреть любой фильм. Мне кажется, что сейчас нужно организовывать специальные кинозалы, где на постоянной основе можно будет показывать серьёзное кино. Среду нужно создавать, а это требует времени».

Ежегодно на фестивале демонстрируется около 150 фильмов, проходит более 50 творческих встреч, фестивальные мероприятия посещают около 25 тысяч человек.


Авторские работы участников были интересны не только специальному жюри, но и всем гостям кинофестиваля. После каждого показа проводилось обсуждение с авторами картин, где они подробно отвечали на все вопросы. Возможность спросить у режиссёра, что подразумевалось в той или иной сцене или что связывает сюжет с личной жизнью автора – это уникальный шанс для гостей фестиваля, который делает его ещё интереснее.

Принцип конкурса достаточно прост, а номинаций и призов не так много. Всего в программе представлено десять картин, которые были отобраны с других кинофестивалей и показов авторского кино. Кроме просмотра ярких артхаусных картин для участников и гостей киносмотра организованы и другие мероприятия: мастер-классы режиссёров, круглые столы и презентации.

Красная дорожка на берегу Волги впечатлила не только жителей города, но и гостей


Состав жюри менялся несколько раз, в результате в него вошли актриса Динара Друкарова, сыгравшая в новом фильме Михаэля Ханеке «Любовь» («Золотая пальмовая ветвь» в Каннах), австрийский актёр Йоханнес Цайлер, сыгравший главную роль в фильме Александра Сокурова «Фауст», литовский актёр Владас Багдонас, снявшийся в последнем фильме Павла Лунгина «Дирижёр». В качестве председателя жюри выступил обладатель премии «Оскар», британский режиссёр и художник-постановщик Роджер Кристиан. Вспоминая работу над фильмами «Звёздные войны» и «Чужой», Роджер говорит, что в то время все ориентировались на «Солярис» Тарковского. По его мнению, это один из лучших фантастических фильмов за всю историю кино:

Могу без преувеличения сказать, что Андрей Тарковский - мой любимый режиссёр. Для меня большая честь быть в Плёсе в качестве председателя жюри. Безусловно, конкурсная программа очень интересна, но, надо признать, что искать революционеров, подобных Тарковскому, становится всё сложнее».