Юбилейная, десятая по счёту, конференция и выставка CG-Event, в этот раз предложила посетителям и участникам невероятно насыщенную и интересную программу, вместившую в себя порядка 87 докладов и выступлений в нескольких залах. Старожилы CG-Event, то есть люди, побывавшие на всех предыдущих конференциях, получили медаль с надписью «Ветеран CG-Event». К сожалению, посетить все выступления не представлялось возможным, поэтому мы выбрали только те доклады, в которых затрагивались голливудские кинопроекты и ожидаемые российские фильмы.

День первый

Организатор мероприятия Сергей Цыпцын открывает конференцию


Первый день конференции открылся выступлением организатора мероприятия Сергея Цыпцына, известного сертифицированного инструктора по программе Autodesk Maya и автора книги по работе в этом популярном редакторе трёхмерной компьютерной графики. Цыпцын обрисовал общую картину предстоящих выступлений и показал ролик с первой конференции, которая состоялась 9 сентября 2006 года. Тем, кому удалось вспомнить приблизительную дату проведения, достались подарки (шарфы и банданы) от одного из спонсоров конференции - компании Autodesk.
Знакомство с программой CG-Event началось с выступления художника Ольги Никулиной из студии Trigraph, которая участвовала в работе над нашумевшей картиной «Высоцкий. Спасибо, что живой», в которой роль знаменитого советского актёра и барда исполнил Сергей Безруков. Как известно, Безруков играл в пластическом гриме, созданном художником Петром Горшениным, но и специалистам по графике нашлись творческие задачи для решения. Из-за несоответствия физиогномики Безрукова и Высоцкого художникам по графике всё-таки потребовалось дорабатывать очень качественный грим во время монтажно-тонировочного периода. Цифровая доводка осуществлялась в буквальном смысле, зачастую, по кадрам. Следует особо отметить, что задачи создать клон не стояло, художники лишь стремились воплотить образ, похожий на Владимира Семёновича Высоцкого. Получилось или нет – тема для отдельной и жаркой дискуссии.

Трейлер фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

В первый день нас большего всего интересовало выступление американского дизайнера Джейси Хэнсена, спроектировавшего и реализовавшего средствами компьютерной графики интерфейсы для мониторов в фильмах «Мстители» и «Восстание планеты обезьян», а также доклад научного сотрудника студии Rhythm&Hues Евгения Вендровского, с которым мы обязательно опубликуем отдельное интервью. Но до Хэнсена мы успели заглянуть в один из залов, где проходил мастер-класс супервайзера Стаса Пологрудова из московской студии Main Road|Post, которая является основным подрядчиком по созданию эффектов для картины «Сталинград» и одной из студий, работающих над видеорядом фильма «Метро».

Мастер игры на Houdini Стас Пологрудов

Отечественный фильм «Метро» снят в жанре катастрофы. Ролик уже вышел, поэтому вы можете оценить качество постановки сцен действия. Кадры с поездом сделаны на высоком уровне. Для съёмок в туннеле производственная группа отстроила фрагмент его полноразмерной декорации и миниатюру в масштабе 1:3. Помимо этого они использовали полномасштабные вагоны и уменьшенные копии, но и компьютерной графики в картине также предостаточно. К примеру, в ряде планов сминаться будет 3D-модель вагона, и Стас Пологрудов продемонстрировал схожие деформации на модели автобуса. Выглядело довольно убедительно. Вообще, имитировать динамику разрушений твёрдых тел в программном пакете Houdini специалисты студии Main Road|Post умеют на хорошем международном уровне. Воду для многих планов также симулировали на компьютере трёхмерщики студии Main Road|Post.

Турнир художников


Послушав Пологрудова, отправились в другой зал, где ожидалось выступление заокеанского специалиста Джейси Хэнсена на тему дизайна интерфейсов мониторов в голливудских фильмах. Кстати, в холле гостиницы была организована выставочная зона: стояли стенды некоторых студий компьютерной графики, производителей оборудования и дистрибьюторов программного обеспечения. В это же время проходил традиционный турнир по рисунку, устраиваемый компанией Wacom - художники соревновались в двух дисциплинах - 2D- и 3D-рисунок. Там же проходила демонстрация 10-минутного фрагмента фильма «Вий 3D». Это не ремейк старого советского фильма и не экранизация бессмертного произведения Гоголя, а картина, которая использует мифологию первоисточника, в качестве отправной точки для собственной оригинальной истории. К сожалению, оценивать пришлось по картинке на 15-дюймовом экране монитора, но в стерео-очках компании Nvidia. У картины отличный видеоряд без всяких скидок на отечественного производителя. Добротные декорации строили чехи, основные съёмки прошли также за пределами России. Вурдалаки и разная живность – смесь пластического грима, аниматроники и компьютерной анимации. Ничего выдающегося, но сделано качественно, дорого и в едином художественном стиле. Продюсеры рассчитывают на прокат за пределами России, поэтому сделали дублированную на английский язык версию картины. Разговаривающий на английском Валерий Золотухин - ещё тот спецэффект, в самом хорошем смысле. «Вий 3D» должен выйти на экраны в 2013 году. Наряду с «Метро» и «Сталинградом», о котором во второй части статьи, это один из главных мейджорских отечественных проектов последних лет.

Трейлер фильма «Вий 3D»

Наконец, мы оказались в главном зале на выступлении Джейси Хэнсена. Этот дизайнер-фрилансер живёт в Лас-Вегасе и специализируется на создании изображений, выводимых на прозрачные дисплеи в голливудских фантастических фильмах. Подобные экраны вы видели в картине «Аватар», «Прометей» и в дюжине других лент. В своём выступлении он затронул два крупных студийных фильма: «Восстание планеты обезьян» и «Мстители». О методике работы Хэнсен рассказал следующее:

Любая работа начинается у меня с читки сценария или его конкретной части, после чего занимаюсь сбором информации и тематических образцов, которые сортирую в папки».

Хэнсен продемонстрировал собранную им библиотеку различных изображений для рассматриваемых в докладе фильмов.

Прежде чем перейти к серьёзной проработке, я всегда делаю черновые наброски от руки. По ним уже более тщательно прорисовываю нужные мне элементы в графическом пакете Adobe Illustrator. Для фильма «Восстание планеты обезьян» пришлось предварительно делать трёхмерный превиз сцены, чтобы кинематографистам было проще снимать на площадке».

Сэмюэл Л. Джексон за прозрачными мониторами на площадке


В работе над интерфейсами Хэнсен уделяет большое внимание информативности и наглядности. Перед ним, как правило, стоит задача спроектировать дизайн виджетов (элементы интерфейса - прим. авт.) и других графических элементов, которые бы работали на драматургию фильма. Именно этим он и занимался, когда получил подряд от компании Cantina Creative, которую привлекли к производству фильма «Мстители».

Проектом «Мстители» занимался семь месяцев. Прозрачные дисплеи и разные экраны фигурируют в 70% этого фильма. Мне довелось создавать графику для шлема Тони Старка, а также прозрачные экраны на вертолётоносце».

У дизайнера ушло много времени на придумывание и согласование контента выводимой на экраны информации. Мониторы Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон), сделанные из прозрачного стекла, было решено заполнить информацией общего характера и глобальными показателями работы системы корабля. Помимо этого на них выводилось видео с камер слежения. Графические элементы дизайнер выполнил в сдержанной цветовой гамме, поскольку вертолётоносец был военным объектом.

Прозрачный дисплей с сенсорным управлением из фильма «Мстители»


Внимание всех собравшихся Хэнсен заострил на планах с управлением Тони Старком экзоскелета Железного человека. Во время работы над дизайном разноображных виджетов и графиков, всплывающих перед глазами главного героя, художник обратился за консультацией к пилоту военного истребителя. Тот ему посоветовал обязательно вывести на экран индикаторы вертикального взлёта, скорости и перегрузки. Хэнсен последовал совету, добавив также показатели работоспособности всех основных систем костюма, которые должны были понадобиться по ходу развития событий фильма. Глядя на всю эту всплывающую информацию перед глазами Старка, зритель, как и герой, понимал, что у экзоскелета возникли технические проблемы, так как ряд систем горели красным. «Мстители» вышли в стерео-3D-формате, поэтому виджеты рисовались с учётом объёмной проекции. Вся работа была сделана в Adobe Illustrator, Adobe After Effects и Cinema 4D. Дизайн всех графических элементов внутри шлема Тони Старка насчитывал 250 слоёв.

В ролике показан процесс создания дисплея внутри шлема Железного человека

Затем в главном зале состоялось выступление Евгения Вендровского (американская студия Rhythm&Hues) – частого гостя конференции, который радует участников CG-Event своими информативными мастер-классами с 2007 года. В этот раз Евгений Вендровский познакомил нас с работой студии Rhythm&Hues над свежими проектами – голливудскими картинами «Жизнь Пи», «Белоснежка и охотник», а также «Хроника».

Евгений Вендровский из студии Rhythm&Hues рассказывает о достижениях компании


Особого упоминания заслуживает картина «Жизнь Пи» Энга Ли поскольку является самым инновационным проектом компании за последние 20 лет. Фильм находился в производстве три с половиной года. В общей сложности над картиной работали 3000 человек. Проект уникален героями-животными смоделированными и анимированными на компьютере. Особенно впечатляюще создан тигр, компьютерный зверь изображён со 100%-ной реалистичностью. В этом все убедились, посмотрев кусочек съёмочного материала (настоящий тигр был задействован в 15% картины) и готовые кадры из фильма. Художники студии проявили настоящие чудеса мастерства, с ювелирной точностью воспроизведя работу мышц, а также шкуру и лоснящуюся шерсть. Зверя анимировали в программе собственной разработки Voodoo, шерсть визуализировали в пакете Wren. По-нашему мнению, «Жизнь Пи» - один из основных претендентов на получение премии «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты».

Ролик о создании визуальных эффектов и анимации для фильма «Жизнь Пи»


"Продолжение":http://filmpro.ru/journal/17742264