Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Летающий президент и другие эффекты фильма «Духlеss»

Интервью с создателями визуальных эффектов в экранизации романа Сергея Минаева

Фильм «Духlеss» Романа Прыгунова, снятый по одноименному бестселлеру Сергея Минаева, наделал немало шума в российском кинопрокате, обогнав по кассовым сборам голливудский боевик «Заложница 2», вышедшего в тот же уикенд. Отечественный проект по-настоящему заинтересовал российского зрителя в том числе и своей съёмкой. Одной из наиболее технически сложных для воплощения стала сцена с летающим президентом. Мы решили узнать, как создавалась эта и остальные сцены фильма, и поговорили со специалистами студии компьютерной графики «Полдень», отвечавшей за визуальное оформление большинства кадров.

Летающий президент и другие эффекты фильма «Духlеss»

Летающий президент и другие эффекты фильма «Духlеss»

Причина столь большого успеха «Духlеss», скорее всего, в том, что он завёрнут в современную упаковку: фильм лихо снят, неплохо смонтирован и украшен хорошей порцией визуальных эффектов. Ко всему прочему, на главную роль утвердили не слишком медийного Данилу Козловского, способного своим обаянием удерживать зрительское внимание на протяжении всего фильма. Драматург Денис Родимин («Бумер») переработал исходный роман Минаева, усилив сюжетную линию с героиней, он также иначе расставил акценты и включил в сценарий несколько сцен, в том числе встречу протагониста с президентом Путиным в образе супергероя.

Фрагмент фильма «Духless»

Без сомнения, эти кадры - одни из самых запоминающихся и вызывающих улыбку. Выполнение важной миссии взяли на себя специалисты по компьютерной графике студии «Полдень». Мы задали несколько вопросов продюсеру этой компании Дмитрию Остроглядову и супервайзеру Владимиру Ламзину.

Разбор сцены с президентом и краской (фильм «Духless»)



Фильм Про
Вы занимались проектом во время подготовительного периода или же подключились только на стадии постпродакшна?

Дмитрий Остроглядов
Работу получили во время монтажно-тонировочного периода. В тендере участвовали несколько студий, в итоге продюсеры выбрали нашу компанию.

Фильм Про
Интересует сцена с Путиным. Если не ошибаюсь, её нет в романе, то есть, это фантазия сценариста и режиссёра.

Дмитрий Остроглядов
Совершенно верно. В сценарий встречу героя с президентом включили изначально. Насколько мне известно, они хотели снять актёра в бутафорских доспехах, но качество реквизита не устроило режиссёра, поэтому было решено воплотить образ средствами компьютерной графики. Нашим художественным руководителем при выполнении этой задачи был Фёдор Бондарчук. Активное участие в обсуждении принимали продюсер Пётр Ануров и режиссёр Роман Прыгунов. Мы длительное время занимались дизайном, прежде чем продюсеры окончательно утвердили внешний облик президента в доспехах. Наш арт-директор является большим поклонником японской анимации, поэтому создаваемый образ стал для него настоящим фетишем. Только у японцев роботы белого цвета, а в нашем фильме герой - в чёрном экзоскелете.

Фильм Про
Получается, что неким референсом были японские роботы, но при просмотре вспоминается сразу же Бэтмен. Видимо, всему причиной WikiLeaks, опубликовавшая информацию о том, что американские дипломаты в служебной переписке называли Путина - Бэтменом, а Медведева - Робином.

Дмитрий Остроглядов
Наверное. Вообще, Бэтмен, скорее, был эмоциональным референсом, а не художественным. Нам чётко дали понять, что этот персонаж ни в коем случае не должен напоминать американского супергероя, чтобы не возникли проблемы с авторскими правами.

Каркас трёхмерной модели президента


Фильм Про
Вы же не участвовали в съёмках, значит, на площадке работал другой супервайзер. В каком виде пришёл съёмочный материал?

Дмитрий Остроглядов
Это была съёмка на зелёном хромакейном фоне. Лицо актера, игравшего в сцене, также украшали зелёные маркеры, которые нам, скорее, помешали, потому что всё это пришлось затирать.

Владимир Ламзин
Проблема заключалась в том, что часть съёмочного костюма закрывала лицо персонажа. В итоге нам потребовалось его восстанавливать. Мы смоделировали геометрию лица и спроецировали на неё съёмочный материал, затем подрисовали закрытые части.

Фильм Про
То есть, по большому счёту, персонаж был полностью смоделирован на компьютере, ему оставили только лицо актёра и то - доработанное на компьютере. Какой софт использовали для моделирования, анимации и визуализации?

Дмитрий Остроглядов
У нас смешанный пайп-лайн (программно-производственный конвейер - прим. авт.), работаем в разных коммерческих программах, также активно используем решения с открытым кодом вроде Blender.

Владимир Ламзин
Использовали микс из софта для моделирования, визуализировали же модель и сцену в Mantra, под которую написан большой шейдер. Для освещения применялась техника image based lighting (освещение на основе спроецированного на сферу HDR снимка - прим. авт), плюс добавляли источники света в кадрах, где персонаж показан со спины, для совмещения со съёмочным светом.

Фильм Про
Кстати, да. В этой сцене Matte-painting или технология camera-projection?

Владимир Ламзин
Matte-painting на основе фотографии. Техника camera projection не требовалась, потому что камера оставалась статичной в этих кадрах. То же самое и в сцене с вылетом в стратосферу. Камера снимала со штатива с панорамированием, поэтому хватило двухмерной картинки с небольшим оживлением средствами композитинга.

В фильме стильные титры


Фильм Про
На площадке был другой супервайзер. Это принесло какие-то дополнительные сложности помимо оказавшихся ненужными маркеров на лице?

Владимир Ламзин
Я не знаю, что там произошло во время съёмок, но мы получили просто файлы в формате dpx без какой-либо документации об освещении, объективах и расстояниях. Поэтому пришлось дольше обычного возиться с трекингом.

Фильм Про
Все задачи решались стандартными инструментами и внутренними модулями коммерческих программ?

Владимир Ламзин
Да, прелесть некоторых программ в том, что их архитектура настолько гибкая, а солверы мощные, что позволяют выстраивать сложные node структуры с кучей симуляций без тонн скриптов. Труднее всего пришлось с плащом супергероя. Обыкновенная физическая симуляция ткани не слишком годилась, поэтому мы выполнили настройку (сетап - прим. авт.), позволившую нам совместить симуляцию и анимацию по ключевым кадрам.

Фильм Про
И сколько времени уходило на визуализацию?

Владимир Ламзин
Достаточно быстро все считалось, что-то около 3-4 часов. Шейдинг не отличался сложностью, Mantra - очень гибкая и мощная система визуализации, позволяющая разными способами оптимизировать время просчёта.

Фильм Про
А титры в стиле «Комнаты страха» вы делали?

Владимир Ламзин
Да, и более того, это наша идея. Просто не хотелось делать нечто обыденное, как в телевизионных сериалах. Вступительные титры - 2D графика, добавленная средствами композитинга. Нам повезло с монтажом, буквы встали в изображение просто идеально. Конечно, режиссёр тоже участвовал в работе, с ним мы обговаривали участки, где будут располагаться титры.

Фильм Про
Взрыв бомбы с краской - компьютерная графика. Верно?

Владимир Ламзин
Настоящая краска только на крупных планах, остальные кадры забрызганы цифровой имитацией. Воспроизвести динамику жидкости не проблема. Кстати, в паре планов с CGI краской интерьер ресторана воссоздан на компьютере путем проекции фотографий на геометрию.

Цифровая симуляция краски


Дмитрий Остроглядов
Помимо краски наша команда ещё создавала интересный зрительный эффект в клубе, который посещает главный герой под воздействием кетамина. С этим эффектом мы намаялись, у нас долго не получалось добиться требуемого режиссёром. Он приезжал к нам в студию и в красках объяснял, как кетамин «мажет» сознание. В итоге, справились.

Демонстрационный ролик студии «Полдень»



Широкий прокат фильма «Духlеss» с летающим на крыльях ночи президентом завершился. Фильм о конфликте материальных и духовных ценностей заработал в отечественном кинопрокате $13,28 млн, сделав весомую заявку на титул самого прибыльного российского фильма 2012 года.
Глоссарий:
Matte painting (от англ. matte – маска, виньетка и painting – картина) – нарисованное изображение, которое совмещается с материалом живой съёмки, анимацией или моделями для создания реалистичного кадра. Первоначально художники рисовали на стекле и использовали различные оптические техники для получения правдоподобного финального кадра. В настоящий момент художники работают в компьютерных программах, создавая изображения, которые позднее совмещаются с игровыми элементами. Как правило, matte painting применяется для создания фоновых изображений.

Трекинг - процесс вычисления трёхмерной траектории камеры и её параметров, а также положений объектов в сцене (в том числе и движущихся) на основе уже отснятых изображений.

Сamera projection - технология, которая заключается в проекции видео или фотоматериала из точки расположения камеры на объект.
Духless
Роман Прыгунов, Фёдор Бондарчук, Пётр Ануров

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100