Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Интервью со сценаристом Джоном Труби

Голливудский сценарист приехал в Москву, чтобы раскрыть секреты мастерства

Джон Труби провёл в Москве мастер-класс, где рассказал о том, как написать успешный сценарий, который станет основой для будущего фильма. В интервью «Фильм Про» литературный мастер из Голливуда раскрыл некоторые секреты знаменитых на весь мир лент и высказал своё мнение о «сценарном кризисе» в киноиндустрии.

Интервью со сценаристом Джоном Труби

Интервью со сценаристом Джоном Труби

Александра Сулим
Не могли бы вы рассказать о ваших отношениях с продюсером? Принимает ли он все ваши идеи или может что-то изменить, если не согласен с вами?

Джон Труби
Я работаю и со сценаристом, и с продюсером. Моя работа - просмотреть сценарий, страницу за страницей, и указать на его структурные недочёты. Затем я предлагаю пути их устранения, но это только предложения. И это предложения, адресованные сценаристу, так как именно он должен сделать правку, чтобы улучшить сценарий. Это не связано с моей верой в то, что у сценариста должное видение сценария: иногда мои предложения принимаются, иногда - нет. Но моя работа заключается в максимальной честности с продюсером и сценаристом. Они должны знать, что мне понравилось как читателю в их сценарии, а что не понравилось, не «сработало». Моя главная задача: показать автору сценария на структурном уровне, на самом глубоком уровне, чем его история хороша или плоха.

Александра Сулим
Получается, что вы не переписываете сценарий, а доверяете это дело самому сценаристу?

Джон Труби
В большинстве случаев я не переписываю текст сам, хотя и такое случается.

Александра Сулим
Я бы хотела узнать ваше мнение о «сценарном кризисе». В российской киноиндустрии все говорят о нём. Популярно мнение, что известные режиссёры вынуждены снимать биографические фильмы или экранизации, как в случае с «Великим Гэтсби». Связано ли это с тем, что они боятся взять свежую историю из страха, что она провалится?

Экранизация знаменитых романов - гарантия того, что проект будет успешным


Джон Труби
Это так же актуально и для США. Съёмка фильма - это такой дорогой процесс, что продюсеры готовы цепляться за любую гарантию того, что проект будет успешным. Поэтому так много экранизаций. Если книга издаётся и становится бестселлером, то продюсер понимает, что у него изначально есть готовая широкая аудитория. Ему не нужно изобретать велосипед. Таким образом, желание воспользоваться историей, уже доказавшей свой успех, легко объяснимо. Проблема же в том, что есть множество оригинальных сценариев, так и не дождавшихся своего часа, потому что продюсеры боятся провала. В этом продюсерская дилемма: он может понимать, что у него есть прекрасный сценарий, но он не знает, сможет ли он привлечь им широкую аудиторию.

Александра Сулим
Каждый сценарий нуждается в переписывании?

Джон Труби
Не каждый, конечно, но многие. Возвращаясь к американской индустрии: в США делается сильнейший акцент на потенциальном коммерческом успехе сценария, поэтому продюсер может купить сценарий за одну идею, которая ему кажется привлекательной, даже если сам сценарий посредственный. Именно поэтому больше сценариев продаётся в США. Также в США обращают внимание и на качество сценария. Перед тем как вложить в фильм $100 млн. или больше, продюсерам хочется быть уверенными, что сценарий идеален. В этой системе написанию и отшлифовке сценария, работе специальных консультантов уделяется очень много внимания, в то время как в других системах упор делается на тонкостях работы режиссёра. Без должного внимания собственно к сценарию мы получаем множество фильмов, которые просто не стоило снимать. Или не стоило так торопиться их снимать, потому что сценарий недоделан.

Александра Сулим
Каким компоненты должен содержать сценарий, чтобы стать успешным? Это должна быть глобальная история или, наоборот, локальная?..

Джон Труби
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что вы имеете в виду под успехом. Коммерческий успех?

Александра Сулим
Успех у широкой аудитории.

Именно уникальные супергерои сделали «Мстителей» таким популярным фильмом


Джон Труби
В США коммерческий успех - ключевой критерий. В Голливуде нужны сценарии, которые обеспечат кассовые сборы как в США, так и за рубежом. Это, безусловно, является причиной определённых требований к сценарию. В истории должен быть главный герой, стремящийся к какой-то известной цели. Чаще всего это фантастические истории: «Мстители», «Голодные игры», «Звёздные войны», «Властелин колец». Они невероятно популярны, потому что не зависят от какого-то определённого места. Это истории об уникальных местах, об уникальных обществах. Герои этих фильмов меняются под воздействием жизненных испытаний, которые одинаково близки всем, независимо от национальности. Именно поэтому сага «Звёздные войны» была так же успешна в Японии, как и в США, хотя культура данных стран кардинально разная. В Голливуде специфическое отношение к сценариям, поэтому те авторы, которые не понимают продюсерских запросов, никогда не продадут свои сценарии. Поэтому на своих занятиях я рассказываю не только о компонентах, которые должен содержать сценарий, но и отмечаю, что вы можете просто не хотеть писать подобный сценарий. Но тогда ваши шансы продать его сильно сокращаются. С другой стороны, в США развито и независимое кино. В нём чаще имеют дело с оригинальными, уникальными проектами, так как такие фильмы и не претендуют на привлечение огромной аудитории. Конечно, это дарует удивительную свободу в методах подачи истории.

Киносага «Звёздные войны» была успешна и в США, и в Японии благодаря уникальным героям и локациям

Александра Сулим
Когда вы смотрите фильм, вы становитесь простым зрителем или представляете себе структуру картины, размышляете о ней?

Джон Труби
Многие удивляются, как я могу получать удовольствие от просмотра, если всё время углубляюсь в изучение структуры сюжета. На самом деле всё совсем не так. Когда я прихожу в кинотеатр, магия кино полностью поглощает меня. Я получаю удовольствие от интересных, хорошо рассказанных историй. Другое дело - когда фильм мне не нравится. Тогда я начинаю анализировать: почему он мне не нравится, что с ним не так? В случае с удачными сценариями я такой же увлечённый зритель, как и остальные.

Александра Сулим
Если человек прочитает вашу книгу и будет следовать всем описанным вами правилам создания сценария, то каковы его шансы написать успешную историю?

Ученики Труби собрали в общей сложности более $15 млрд. в мировом прокате


Джон Труби
На своих лекциях и в своей книге я говорю о том, что усваивание предложенных мною рекомендаций ни в коем случае не гарантирует вам успех. Вообще, писательский труд - один из самых тяжёлых. Шанс, что вы напишете сценарий, по которому в будущем снимут крупнобюджетный фильм, невероятно мал. Ведь и самих блокбастеров не так много. Так что написание сценария с надеждой на успех это в любом случае рискованное предприятие. Чтение моей книги не гарантирует вам успех, а «вооружает» вас необходимыми знаниями и приёмами, которые в принципе могут помочь вам добиться успеха, если тренироваться и применять их на практике.

Александра Сулим
Почему сегодня так популярно писать сценарии? Мне говорили, что сегодня чуть ли не каждый житель Лос-Анджелеса пишет свой сценарий. С чем это связано?

Джон Труби
Да, и это не такое уж преувеличение. Это связано с развитием СМИ: успешные фильмы получают глобальное признание. Хорошо рассказанная история цепляет зрителя, вызывает у него сильные чувства. Написание сценария - шанс выразить свои мысли, поделиться с людьми своим видением. Совсем другое дело у актёров - тебя просто могут не взять в фильм из-за неподходящей внешности. А сценарий может быть написан где угодно, хоть на Марсе. И если сценарий удался, то кто-нибудь обязательно обратит на это внимание. Думаю, именно поэтому у жителей Лос-Анджелеса всегда две работы: то, чем они зарабатывают деньги, и то, о чём они мечтают. К тому же кинематограф - один из влиятельнейших СМИ последнего столетия.

Александра Сулим
Считаете ли вы, что сегодня все лучшие сюжеты «забирает» телевидение, сериалы?

Джон Труби
Не думаю, что все лучшие сюжеты, но определённо многие. Полагаю, самые талантливые сценарии используются именно на ТВ. В наши дни в США телевидение даже перехватило пальму первенства у кинематографа, если говорить о вызываемом к нему интересе. Поэтому многие сценаристы понимают, что сегодня лучше пытаться попробовать свои силы именно в телевизионном формате.

Александра Сулим
Спасибо вам за интервью!

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100