Александр Стриженов



Фильм «Сорок первый» – дебютная режиссёрская работа Григория Чухрая, за которую он получил специальный приз на Каннском кинофестивале в 1957 году. Картина снята по мотивам одноимённой повести Бориса Лавренёва. Главная роль Говорухи-Отрока, которого по сюжету взяли в плен, досталась обладателю «Золотого орла» заслуженному артисту России Олегу Стриженову.

Актёр Александр Стриженов о фильме «Сорок первый»:
Там снимался мой папа, а я неравнодушен к его творчеству, как вы понимаете. По-моему, сложно найти человека, который не любил бы это кино. Фильм снят пятьдесят лет назад, но он по-прежнему актуальный. Прекрасная проза Лавренёва, великолепная, чувственная режиссура Григория Чухрая, гениальный оператор Сергей Урусевский (прославившийся на весь мир фильмом «Летят журавли», прим. ред.), прекрасный актёрский дуэт – не знаю, что ещё нужно, чтобы кино и сегодня оставалось шедевром! Не помню, когда я его увидел впервые, но с удовольствием пересматриваю и сейчас, а это, наверное, важнее.



Михаил Ефремов


«Неуловимые мстители» – картина режиссёра Эдмонда Кеосаяна, снятая по мотивам песни Павла Бляхина «Красные дьяволята». По сюжету гимназист Валерка, его друг Данька и сестра Ксанка остались сиротами после того, как их родителей жестоко расстрелял атаман Бурнаш. Друзья поклялись отомстить обидчику, но их задача усложняется тем, что он в какой-то момент узнает об их планах. Картина завоевала всеобщее признание и стала лидером просмотров в 1967 году.

Актёр Михаил Ефремов о фильме «Неуловимые мстители»:
«Неуловимые мстители» – это моё детство, романтика, не помню когда я его в первый раз посмотрел, мне было, наверное, лет пять-шесть. Я его много раз смотрел в кино и по телевизору. Мой любимый момент, когда они подбирают пропорцию взрывчатки в бильярдном шаре и кидают его в океан, чтобы протестировать: сначала мало, потом много. А мой любимый герой – капитан Овечкин в исполнении Армена Джигарханяна.

Дмитрий Быков


«Служили два товарища» – фильм о бывшем фотографе и красноармейце Некрасове, который по приказу командира полка становится кинооператором на фронте. Роль Некрасова досталась народному артисту СССР Олегу Янковскому. Сценаристы картины Юлий Дунский и Валерий Фрид использовали этот фильм, чтобы отыскать своих бывших товарищей по ГУЛАГу. К примеру, чтобы найти друга Сашу Брусенцева, они назвали его именем одного из героев – поручика Александра Никитича Брусенцева.

Журналист, Дмитрий Быков о фильме «Служили два товарища»:
Фильм мне нравится тем, что он хороший. Понимаете, в нескольких словах сложно ответить на вопрос, почему он хороший – это надо писать большую киноведческую статью. Надо выбирать формулировки, медленно думать, это вопрос, требующий статьи. Поэтому могу только сказать, что он мне очень нравится.

Карен Шахназаров


«Чапаев» – фильм о легендарном полководце Красной армии Василии Чапаеве, удостоенный главного приза ММКФ в 1935 году. Режиссёры картины братья Васильевы, пытаясь смягчить пессимистичный финал (гибель Чапаева), сняли две альтернативные концовки.

Кинорежиссёр Карен Шахназаров о фильме «Чапаев»:
Почти идеальное зрелищное кино. Фильм очень кинематографичный, там много компонентов: достоверность характеров, страсть, с которой всё сделано.

Анатолий Вассерман


«Тихий Дон» – экранизация одноимённого романа Михаила Шолохова, снятая Сергеем Герасимовым. Картина получила премию «Хрустальный глобус» на фестивале в Карловых Варах «За создание широкой панорамы жизни народа». В 1958 году фильм посмотрели 47 млн. зрителей, благодаря чему исполнители главных ролей Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко и Петр Глебов завоевали широкую известность.

Журналист Анатолий Вассерман о фильме «Тихий Дон»:
«Тихий Дон» в разное время нравился мне по разным поводам. Сейчас он мне нравится как довольно точное воспроизведение событий и настроений, вызвавших Гражданскую войну, а также как многогранное произведение, в котором нашли отражение все точки зрения на тогдашние события. Мои взгляды на протяжении жизни не раз менялись, но каждый раз после очередной перемены я находил в этом фильме отражение этих взглядов, это очень глубокий фильм, точно передающий сложность и противоречивость жизни. Блестящая работа съёмочной группы, что вполне естественно для того периода, когда кино у нас всё ещё считали искусством.