Как «Смешарикам» удалось завоевать любовь аудитории практически сразу после появления на экранах? Чем они привлекают старшее поколение? Создатели мультсериала не стали изобретать велосипед, а просто сыграли на особенностях российского менталитета. Как известно, в нашей стране очень распространена ностальгия по советским мультфильмам. Их считают более искренними, добрыми и трогательными, чем зарубежные. Именно поэтому в основу большинства историй о круглых персонажах легли сюжеты, проверенные временем.

Студия компьютерной анимации «Петербург», которая и придумала сериал, вдохновлялась большим количеством лент. Это «Каникулы Бонифация» (1965) и «Винни Пух и день забот» (1972) Фёдора Хитрука, а также «Ёжик в тумане» (1975) Юрия Норштейна и многие другие шедевры советских художников-мультипликаторов.

Студия компьютерной анимации «Петербург» запустила «Смешариков» в 2003 году и к настоящему моменту создала уже более 200 серий.


Романтическая история эмоциональной Нюши и застенчивого Бараша продолжается на протяжении многих серий


Планируя вывести свой проект на международную арену, кудесники из Северной столицы не ограничились отсылками к отечественной классике. В мультсериале также встречаются намёки на голливудские кинохиты, например, на «Форреста Гампа» и «Изгоя», и даже на такие международные бестселлеры, как «Властелин колец» Толкиена.

Привлекательность героев для аудитории сильно зависит и от их внешнего вида. Этот момент питерские аниматоры тоже учли. Крош и компания создавались с прицелом на полнометражную ленту, и потому проект с самого начала отличался высоким качеством изображения. А благодаря тому, что герои имеют яркие цвета и сходство с мягкими игрушками, создателям ленты было нетрудно завладеть вниманием маленьких зрителей.

Названия серий «Смешариков» — особое поле для самовыражения сценаристов. Иногда они черпают идеи даже из творчества Андрея Тарковского и Владимира Набокова.


Закадычные друзья Крош и Ёжик часто затевают эксперименты


Мультсериал хорош ещё и тем, что все его персонажи совершенно разные, и среди них нет ни одного отрицательного. Неугомонный Крош, меланхоличный Бараш, мудрый Карыч, трудолюбивый Копатыч, интеллектуальный Лосяш, дипломатичный Ёжик. Практически любой зритель выберет из них того, кому отдать своё предпочтение. Кроме того, «Смешариков» отличает особый, совершенно беззлобный юмор, понятный каждому. Интересно, что у героев всегда есть какая-то цель, они очень любознательны и не привыкли попусту тратить время.

В разработке сценариев для серий принимали участие профессиональные психологи. С их подачи круглые существа попадают в обычные житейские ситуации, принимают мудрые решения и учатся на собственных ошибках. Взрослые смешарики — Копатыч, Каркарыч, Лосяш и Совунья — заботятся о смешариках нежного возраста. Таким образом и взрослые, и дети благодаря сериалу могут оценить своё поведение со стороны.

В «Смешариках» немало задорных песен с ироничными текстами, которые исполняют актёры, озвучивающие героев мультсериала.


«Смешарики» демонстрируют интересный взгляд на такие проблемы, как мировой прогресс, соотношение искусства и реальности, творческий кризис и вера в чудеса. На первый взгляд, сюжеты кажутся простыми, но, порой, в них может скрываться вполне серьёзный, философский подтекст. Такими чертами как раз и обладало большинство легендарных советских мультфильмов. К примеру, в ленте «Ёжик в тумане» глубоко, но совсем не очевидно раскрыта тема дружбы, а в мультфильме «Падал прошлогодний снег» исследуется загадочная русская душа.

Музыкальный фрагмент мультсериала «Смешарики»

Все эти достоинства со временем сделали сериал культовым, и стало ясно, что его пора представить и за рубежом. В сентябре 2008 года мультсериал появился на американском телевидении. Вскоре этому примеру последовала Германия, Италия, Великобритания и Япония. На этом студия «Петербург» останавливаться не собиралась, и следующей целью для неё стал Голливуд. В производство была запущена полнометражная предыстория «Смешариков». Для того, чтобы она достойно выглядела на фоне высокобюджетных творений Pixar, консультантом проекта стал продюсер и режиссёр Тимур Бекмамбетов, эксперт по высокотехнологичному коммерческому кино.

Над лентой «Смешарики. Начало» анимационная студия «Питер» трудилась около четырёх лет.


Особое внимание было уделено технологии производства ленты. Творческая группа вполне обоснованно именует её «честным» 3D. Впервые при создании «объёмного» мультфильма не была задействована конвертация из обычного формата в 3D-формат. Съёмка проводилась посредством двух камер, и полученные изображения впоследствии объединили. От ленты, снятой таким способом, глаза устают намного меньше. Без сомнения, это дополнительный аргумент заботливых родителей в пользу нового анимационного блокбастера.

Лента «Смешарики. Начало» сочетает в себе все основные тренды голливудского экшна: криминальный сюжет, сдобренный юмором, зрелищные эпизоды, персонажи, ведущие двойную жизнь, качественный саундтрек. Проект составляет достойную конкуренцию иностранным 3D-шедеврам, но с одноимённым мультсериалом имеет мало общего. Поэтому консервативной части российской аудитории гораздо проще воспринимать его как адаптацию для зарубежного зрителя.