Герои «Римских каникул» встречаются и расстаются под небесным куполом города-музея


На творческой карте Аллена появился Рим - великий город «на семи холмах». Собственно, на то, что скоро Вуди Аллен им заинтересуется, намекала его предыдущая картина «Полночь в Париже». В интерпретации режиссёра столица Франции вполне могла конкурировать с Римом за право называться «вечным городом», ведь прошлое и настоящее существовали там как бы параллельно.

В «Римских приключениях», да и не только в них, Вуди Аллена интересует не столько сам город, сколько его удивительные жители. А город для него - это, в том числе, и место интереснейших знакомств, где могут неожиданно встретиться самые не похожие друг на друга люди.

Чаще всего этот город проверяется на прочность каким-нибудь заезжим американцем или американкой. Именно они попадают под его влияние, умудряются угодить во все его ловушки и постичь все его прелести. Во всём своём своеобразии город может открыться только туристу, незнакомцу, который попадая в него изначально готов к приключениям. В доказательство приводим цитату Вуди Аллена о Риме, которая по смыслу открывает сам фильм «Римские приключения»:

Я почувствовал, что Рим подходит для самых разных историй. Он полон возможностей. Возьмите сотню римлян, и каждый из них вам скажет: «Я местный, знаю город и могу рассказать вам миллион историй!»

Вуди Аллен всегда называл себя по-настоящему городским человеком, урбанистом, и поэтому мегаполисы играют отдельную и яркую роль в его фильмах. В одном интервью он даже поделил творческих людей на тех, кто живет в деревне, и тех, кто не может жить за пределами большого города:

К примеру, Достоевский представлял собой чёткий городской тип, а Толстой - сельский. Но это не имеет ни малейшего отношения к качеству или глубине их произведений. Мне больше нравится город. Хотя я могу иногда провести в деревне целый день».

«Нью-Йоркские истории» (1989), Вуди Аллен любуется городскими просторами. Этот киноальманах Вуди Аллен снимал в компании Френсиса Форда Копполы и Мартина Скорсезе.


Да, для создания своих фильмов Вуди Аллену нужен город, где кипит жизнь, где может случиться всё, что угодно, где повсюду сюрпризы и искушения, а в умах и поступках его суетливых жителей царит сущий хаос. Места, где протекают сюжеты его картин, служат режиссёру не просто роскошными декорациями. Они, во многом, указывают направление самому сюжету, а зачастую объясняют мотивы и поступки персонажей. Нью-Йорк для Вуди Аллена - город, где он родился, вырос и снял почти все свои лучшие фильмы (в недрах Нью-Йорка появились «Манхэттен», «Энни Холл», «Пули над Бродвеем», «Знаменитость» и многие, многие другие картины). Режиссёр обожает этот город и с удовольствием о нем говорит, часто противопоставляя его Лос-Анджелесу, провокативно заявляя, что там он чувствует себя, как будто за городом.

Но однажды на вполне закономерный вопрос, может ли Аллен снять фильм где-нибудь, кроме Нью-Йорка, он ответил:

Я могу рассматривать Европу как такой вариант. Против Европы я ничего не имею. Важно, чтобы фильм был соответствующим. Если это большой город, вроде Парижа, Лондона или Стокгольма, место по-настоящему космополитичное, я был бы не прочь даже пожить там некоторое время».

Тема преступления и наказания, разворачивающаяся в стенах Лондона. Кадр из фильма «Матч Пойнт»: старина Биг-Бен, по традиции, в кадре


И вот семь лет назад Вуди Аллену наконец-то надоели небоскрёбы и причудливые дорожные развязки Большого яблока, и он со своей съёмочной группой отправился именно в Лондон - снимать «Матч Пойнт», где впервые у него сыграла Скарлетт Йоханссон. С этого фильма и начались «странствия» Вуди Аллена по крупнейшим городам Европы.

«Матч Пойнт» - история молодого человека, мечтающего проникнуть в высшее общество (по сюжету напоминает роман «Американская трагедия», но больше, конечно, «Преступление и наказание»). То, что действие фильма разворачивается в аристократическом Лондоне, только обостряет социальный конфликт, который переживает герой в исполнении Джонатана Риза Мейерса, актёра - уроженца Британских островов.

«Матч Пойнт» - настоящая туристическая прогулка по Лондону. В фильме «играют» Королевский оперный театр, Галереи Тейт и Саатчи, Театр Ройал-Корт.


Юэн МакГрегор и Колин Фаррелл на фоне индустриальных лондонских пейзажей в фильме «Мечта Кассандры»



Все карты на пути к успеху герою норовить спутать неистовая и роковая американка. Но чувства не мешают ему совершить идеальное английское убийство: оно из-за денег, оно красиво и отлично продумано, и, что самое главное, оно остаётся абсолютно безнаказанным. Наверное, здесь сказался тот факт, что классические персонажи английских детективов - мисс Марпл и Шерлок Холмс - нынче перевелись в Старом Свете. Без дождливого Лондона, его окрестностей и его чопорных героев «Матч Пойнт» потерял бы часть своего обаяния, и Вуди Аллен об этом прекрасно знал.

На лондонском материале также был создан фильм «Сенсация», полный тумана и неясности детектив о респектабельном мире «новых британцев», показанном глазами наивной журналистки (Скарлетт Йоханссон). И «Мечта Кассандры» с Юэном МакГрегором и Колином Фарреллом, соединившая в себе настроение предыдущих его английских картин. Но Вуди Аллен не так прост. По его словам, Нью-Йорк он оставил не только потому, что с возрастом европейские столицы стали казаться ему куда привлекательнее, а потому, что съёмки в мегаполисе стали обходиться ему слишком дорого. Поэтому когда ему позвонили из одной испанской компании и предложили финансирование съёмок фильма в Барселоне, он ответил:

Почему бы и нет? Барселона - город, в котором я смог бы жить. Это красивый, прекрасный город»

Съёмки фильма «Вики Кристина Барселона» частично проходили в испанском городке Овьедо - заповеднике дороманской архитектуры VIII—IX вв. Ещё в 2003 году Вуди Аллену воздвигли там очень милый памятник, в фильме он не показан.


«Вики Кристина Барселона». На заднем плане знаменитая Саграда Фамилия (Храм Святого Семейства) архитектора Антонио Гауди


Режиссёр покинул сдержанный Лондон и отправился в солнечную Барселону - второй по значимости город Испании, где на свет появилась «Вики Кристина Барселона». Фраза: «Это город, в котором я мог бы жить», - для него не случайна. Вуди Аллену очень важно полюбить город настолько, чтобы захотеть остаться с ним навсегда, и тогда герои его фильмов будут существовать в нём органично и естественно.

Его города способны оказывать воздействие на своих посетителей, открывая в них новые грани характера, они помогают понять о себе что-то важное. Барселона действует на двух туристок магнетически, она раскрепощает их, пробуждает чувства, дарит незабываемый эмоциональный опыт.

Барселона пропитана искусством, она облюбована архитекторами и художниками-модернистами. Творческая энергия в этом городе бьёт ключом, её проводников в фильме играют чистокровные испанцы - Хавьер Бардем и Пенелопа Крус. Однако, несмотря на лёгкость и обаяние средиземноморской Барселоны, сам Вуди Аллен считает этот фильм «очень грустным».

На время съёмок «Полночи в Париже» Вуди Аллен останавливался в известном отеле Hotel Le Bristol, там же, где и герои его фильма.


Герой прогуливается по набережной Сены и скучает по Парижу времен Belle Époque (Прекрасной эпохи). Стоит отвернуться и этот город преображается, как на полотнах импрессионистов


От Барселоны рукой подать до Франции и «Полночь в Париже» Вуди Аллен едет снимать именно туда. О создании подобного кино он задумывался ещё в 2006 году, но тогда эта идея показалась ему слишком дорогой. Вуди Аллен оригинально влился во всеобщую романтизацию Парижа, города, где, между прочим, родился кинематограф. Париж для него - сосредоточение всех временных эпох, в нём живут Хемингуэй и Фитцджеральд, пишут картины Дали и Пикассо, прогуливается Бунюэль. Герой Оуэна Уилсона, во многом альтер-эго самого Аллена, покорённый Парижем, даже произносит о городе пылкий монолог. И как говорит в фильме прекрасная француженка Адриана (Марион Котийяр): «Пока существует Париж, любой, кто хочет жить где-то ещё, всегда будет для меня загадкой».

Тематические сцены прогулки тоскующего героя по парижскому Блошиному рынку снимались в течение недели, когда рынок закрыт.


Вуди Аллен едет не просто в какие-то города, но в музеи под открытым небом. Ему важно, чтобы его герои существовали внутри культурного пространства, чтобы они любили на фоне архитектурных шедевров, грустили рядом с греческими статуями, бродили по развалинам былых цивилизации и знакомились в картинных галереях. Город для Вуди Аллена - сосредоточение искусств и модных арт-течений, а его герои, зачастую, люди искусства - писатели, художники, музыканты, архитекторы. И, конечно, Рим должен был рано или поздно занять своё место среди городов, которым Вуди Аллен пропел свои гимны, больше похожие на водевиль. Вуди Аллен о Риме, который стал сценой для его очередной «человеческой комедии» под названием «Римские приключения»:

«В Риме большая часть жизни проходит снаружи - на улице и в кафе. Даже если просто гулять по нему, видно, что это удивительное место. Он сам по себе произведение искусства».

«Римские приключения» проникнуты духом Италии, в этом древнем городе случалось многое, но даже он не устаёт удивляться энтузиазму, живости и таланту своих гостей и жителей.