Нет большей банальности, чем говорить о том, какое влияние оказали на творчество художника обстоятельства его детства. Однако, в случае с Полански, сказать об этом необходимо, тем более, что доказательства не заставят себя ждать.

В 1936 году Полански было три года, звали его Раймунд Либлинг, и его родителей, польских евреев, угораздило переехать из Парижа в Краков. Началась война, всех евреев загнали в гетто.


Анджей Вайда, когда приглашал молодого польского еврея на роль в фильме «Поколение», вряд ли подозревал, каким известным тот станет менее, чем через 10 лет


Вскоре мать Раймунда убили, отца отправили в концлагерь, а Раймунду каким-то чудом удалось бежать. В течение нескольких лет он скрывался от немцев. Его ловили и однажды чуть не застрелили. Какой-то хулиган избил его так, что Раймунду пришлось вставить в череп стальную пластину, которую он носит по сей день. Раймунд учился выживать и проводил многие часы в кинозалах, просматривая там всё подряд. Ему нравились любые фильмы – от нацистских пропагандистских киножурналов до мультфильмов и детективов. Кино помогало ему забыть о реальной жизни, и Раймунд на всю жизнь остался перед ним в долгу.

Война закончилась, Раймунд встретился с отцом и после нескольких лет поисков себя начал работать в кинематографе. Сначала – как актёр (в том числе, в фильме Анджея Вайды «Поколение»), потом – как режиссёр. С этого момента заканчивается история Раймунда Либлинга и начинается биография Романа Полански. В конце 50-х он дебютирует со своими короткометражными работами, в которых угадываются и переживания маленького Либлинга, и основные мотивы будущего творчества Полански.

Одна из первых короткометражек Полански называлась «Убийство»


Кино представляет собой двухминутный фильм ужасов - спящего человека зарезали бритвой. Обыденная ситуация, без всяких дополнительных эффектов и объяснений. Из этих двух минут вырастут и постоянные убийства в следующих картинах Полански, и использование разного рода лезвий, и беззащитность человека перед возможной угрозой, и присутствие странных персонажей, которые хотят одного: причинить главному герою как можно больше зла. Без причин, просто так, даже ради какого-то странного удовольствия. Это вольные детские воспоминания режиссёра, в которых, без сомнения, была не одна смерть. У Полански в фильмах жизнь человека всегда стоит очень мало.

Ещё одна показательная короткометражка - «Улыбка»

Здесь важны ещё несколько последствий несчастного детства Полански. Подглядывающий за кем-то человек постоянно встречается в его следующих картинах. Опять напрашивается ассоциация с воспоминаниями мальчишки, который постоянно прячется, подглядывает откуда-то за происходящим и боится быть обнаруженным. Здесь есть и соблазняющие его образы (свои детские миражи Полански заменяет на эротические объекты), и ощущение какой-то странности, инородности того, за чем подсматриваешь, и в конце концов, то, что Хичкок назвал «саспенсом». Здесь же берёт начало необычный «чёрный» юмор, которым так известен Полански.

Интересно, но некоторые сцены из ранних фильмов Полански без изменений перешли в его поздние работы. Например, сцена из его маленькой комедии «Два человека и шкаф», перенесённая в один из самых известных фильмов Полански «Китайский квартал»:

В обоих случаях роль обидчика играет сам Полански. Словно, мстит тому, кто избил его в детстве. Своеобразная попытка защититься, показать, что он тоже очень силён. Его воспоминания о жизни на улице, где несколько человек нападают на одного беззащитного, и чуда тут случиться не может.

Во многих картинах Полански герои подвергаются унижениям, оскорблениям, побоям, их постоянно дразнят. Каждый раз - как будто ни за что. Они не виноваты, и тем страшнее зрителю, который примеривает на себя шкуру невинной жертвы чужой агрессии.


Один из самых страшных моментов своего детства (немцы использовали мальчика как живую мишень) Полански цитирует в своей короткометражке «Толстый и тонкий».



Полански запомнил это чувство на всю жизнь. В чертах героя Андре Кательбаха легко узнаваем немецкий солдат-победитель - примерно так его изображали в антифашистских картинах.

В дальнейшем в жизни у Полански было многое. Он был молодым и талантливым режиссёром, который уехал из Европы покорять США, где стал частым героем светской хроники. Потом банда Чарльза Мэнсона убила жену Полански. Через несколько лет, в конце 70-х, он был вынужден бежать из США, так как был обвинён в изнасиловании несовершеннолетней девушки. Долгое время режиссёр снимал кино в Европе. В 2009-2010 годах сидел в тюрьме в Швейцарии по тому же обвинению тридцатилетней давности. И всё это время он снимал кино, где странным образом интерпретировал свою жизнь, рассказывал свою биографию (подробнее об этом читайте также в фотогалерее к этой статье). Связь кино и жизни художника часто остаётся не замеченной сразу и только спустя годы она явственно предстаёт перед нами. И это особенно относится к Роману Полански, автору множества фильмов, "в том числе и «Резни».":http://filmpro.ru/movies/14857194