Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Роман Коппола: «Почему бы не попробовать сделать что-нибудь не так, как у других?»

Интервью о фильме «Умопомрачительные фантазии Чарли Свона III»

Династия Коппола всё увереннее захватывает кинематограф. Только у Романа Копполы в его втором фильме «Умопомрачительные фантазии Чарли Свона-третьего» играют три члена семьи, не считая друга семьи Чарли Шина. Между тем, сам фильм Романа похож не на отцовские картины, а, скорее, на произведения Мишеля Гондри и Спайка Джонза. Сергей Сычёв беседует с режиссёром о его работе.

Роман Коппола: «Почему бы не попробовать сделать что-нибудь не так, как у других?»

Роман Коппола: «Почему бы не попробовать сделать что-нибудь не так, как у других?»

Джейсона Шварцмана Роману было легко уговорить сняться в фильме: Шварцман - тоже из семьи Коппола


Сергей Сычёв
Вы сняли два полных метра, и оба – вариации на тему «8 ½» Феллини. Почему вам так нравится этот стиль?

Роман Коппола
Точно я ответить не могу, потому что осознанно ничего не выбираю. Моя работа основана на внутренних импульсах, на моих инстинктах. Может, мне просто нравятся фильмы, в которых много сюрпризов, фантазии и структура которых создана оригинально. Мне кажется, что кино настолько свободно, в фильмах может происходить так много, и почему бы не попробовать сделать что-нибудь не так, как у других? Я очень люблю фильмы Феллини. Ещё мне нравятся «Весь этот джаз» Боба Фосси и «Звёздные воспоминания» Вуди Аллена, которые тоже напоминают феллиниевскую манеру. «Энни Холл» тоже сделан в очень свободной форме. В общем, стиль мне этот близок, поэтому я и работаю в нём.



Сергей Сычёв
Эта странная связь воображения с реальностью – часть вашего мировоззрения или просто метод снимать кино?


Роман Коппола
Думаю, что это какая-то важная часть меня. У меня очень богатое воображение. То, что ты себе представляешь и то, что ты получаешь в итоге, - с этой разницей как-то нужно справляться. В своих фильмах я часто играю с этой разницей. Например, я даю своему персонажу крутейшую машину 40-х годов. Она невероятно дорого выглядит. Но машины той эпохи отвратительно устроены. Тормоза едва работают, и на такой машине в итоге очень мучительно ездить. Или, например, я даю ему экзотическую птицу, тукана. Я сам хотел бы такую иметь дома. Но оказывается, что если с ней не обращаться правильно, она сдохнет. Постоянно я думаю об этой разнице. Воображать и иметь наяву…

Сюжет Сергея Сычёва о фильме «Умопомрачительные фантазии Чарли Свона-третьего» для программы «Индустрия кино»

Чарли Свон получает золотую статуэтку, хотя это, мягко говоря, не «Оскар»


Сергей Сычёв
Почему такая большая дистанция между двумя фильмами? Десять лет целых.


Роман Коппола
Могу вас уверить, что я не специально так рассчитал. «Чарли Свона» я вынашивал очень долго, и мне он дался непросто. Я говорил себе, что хочу сделать нечто очень дикое, разнообразное, исполненное полётами воображения. Но я также помнил, что есть зритель, которому всё должно быть понятно и интересно. Найти компромисс между этими задачами было нелегко. Я несколько лет переписывал сценарий. Иногда я испытывал полнейшее отчаяние, мне казалось, что я ничего не могу. И тогда кто-нибудь из моих друзей, вроде Уэса Андерсона, звонил мне и предлагал сделать что-нибудь вместе – например, сценарий «Поезда на Дарджилинг». И я забывал про всё, год тратил на этот сценарий. Так всё и шло потихоньку. Но я очень рассчитываю, что следующий фильм я сниму быстрее.



Сергей Сычёв
Представляю себе русского зрителя. Он придёт смотреть этот фильм и решит, что вы сняли фильм про самого себя. Как и Чарли Шин, вы сын известного кинематографиста, вы богаты – значит, вы так и живёте, как ваш герой.


Роман Коппола
Кто его знает, этого зрителя? Зритель – человек загадочный. Кинобизнес наполнен династиями, которые работают вместе, всё время варятся в этом соку, но это ничего не значит. Поверьте, ничего особенного, магического в этом киномире нет. Обычная жизнь. И это обычно, что в каждой семье есть свои традиции. Но, с другой стороны, мы познакомились с Чарли благодаря кино. Мы были ещё детьми, и то были съёмки «Апокалипсиса сегодня». Мы дружили всё это время, и эта дружба позволила нам работать вместе над фильмом про Чарли Свона. То время, что мы дружили в детстве, сказалось в итоге и на этом фильме. А фильм, на самом деле, - моя саморефлексия, это личный фильм. Я в нём пытаюсь говорить на темы, которые волнуют меня. Я очень рад, что выбрал на главную роль именно Чарли, потому что его шарм и харизма помогут людям понять мой фильм и полюбить его.

На одном из последних фильмов Френсиса Форда Копполы «Молодость без молодости» Роман был вторым режиссёром. Поэтому между «Молодостью» и «Фантазиями» есть что-то общее


Сергей Сычёв
Сейчас у вашего отца новый виток в карьере. Он, как и вы, теперь работает в манере постмодернизма. Насколько он вам в этом смысле близок?


Роман Коппола
Больше скажу: его последние фильмы оказали на меня огромное влияние. Сегодня очень многие фильмы делаются корпорациями, и им очень не хватает жизни. А последние фильмы моего отца очень индивидуалистичны. В них много страсти. Он выстраивает очень интимный производственный процесс. Работает с молодыми. И эти фильмы для меня были ещё и напоминанием. Что не нужно при написании сценария рассчитывать на студийную поддержку и огромный бюджет. А я ведь поначалу хотел этого, но сюжет был настолько необычным, что никто не хотел в это серьёзно вкладываться. Я смотрел на отца и понимал, как я сам могу сделать своё кино. Его опыт был восхитительным и, я бы сказал, освободительным для меня. Кроме того, в своём фильме я использовал наши семейные камеры, наше звуковое оборудование, и я понял, как это сделать, опять же, глядя на то, как работает мой отец.


Сергей Сычёв
Ваш отец часто искал для фильма музыкальную тему, которая, в конечном итоге, определяла его восприятие. Это могла быть песня The Doors для «Апокалипсиса» или музыка Нино Рота для «Крёстного отца». Вы тоже делаете что-то подобное?


Роман Коппола
Музыка для меня принципиально важна. Поскольку я много снимал клипы, у меня хорошо получается совмещать музыку с визуальным рядом. Я знаю, чувствую, как это делается. Поэтому когда я писал сценарий, я сразу прикидывал, какие песни туда поставлю, как они будут звучать. Я взял несколько готовых песен, ещё несколько были написаны специально для фильма. Некоторые фильмы, ну, вроде «Выпускника», очень чётко ассоциируются с песнями, которые в них прозвучали. И я тоже попытался сделать нечто подобное. Музыка – это как ещё один персонаж или как дополнительный голос персонажа. Чтобы вы поняли моё восприятие работы с композитором Лайамом Хэйесом: фильма бы просто не было без его музыки. Он – полноправный соавтор «Фантазий».

Трейлер фильма «Умопомрачительные фантазии Чарли Свона-третьего»

Сергей Сычёв
Вам не так легко было найти финансирование на этот фильм. Откуда тогда такой звёздный ансамбль?


Роман Коппола
Повезло. Кастинг – это один из самых сложных аспектов в работе над фильмом. Нужно согласовать всё так, чтобы поместиться в график всех актёров, пробиться сквозь многочисленные стены вроде агентов, менеджеров и других людей, которые вечно норовят тебя затормозить. К счастью, со многими актёрами я был знаком лично ещё до съёмок – в этом моё большое преимущество. А Джейсон Шварцман – мой двоюродный брат. Ты начинаешь это собирать, как паззл. То есть, я говорю Чарли: «В моём фильме снимается Джейсон, приходи и ты!» А он мне: «Отлично, я с Джейсоном поработаю с радостью!» Потом я иду к Биллу Мюррею и говорю, что в моём проекте участвуют Чарли и Джейсон, и Билл, конечно, тоже соглашается, потому что знает обоих. В общем, тут нужно искать лазейки и правильно выбирать момент - тогда всё получится.
Умопомрачительные фантазии Чарли Свона 3
Френсис Форд Коппола, Чарли Шин, Роман Коппола, Билл Мюррей, София Коппола, Джейсон Шварцман

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100