Название фестиваля SHOW US пока ещё неузнаваемый бренд. Но всё быстро станет понятно, когда мы расскажем, откуда он взялся. Среди всех фестивалей национального кино самым сильным за шесть лет своего существования стал киносмотр «Образы Америки», он же «Амфест». Каждый сентябрь на нём показывалось большое количество независимого игрового кино и ряд лучших неигровых картин. Регулярно привозились режиссёры, устраивались встречи со зрителями, проводились ретроспективы. Всё при полных залах в центре Москвы. В какой-то момент можно было почувствовать, что фестиваль «Образы Америки» трещит по швам: слишком большой объём фильмов и людей для локального мероприятия.

Среди самых именитых гостей фестиваля «Образы Америки» - Росс Макэлви, посетивший его в 2007 году. Основоположник жанра «личная документалистика», философ, режиссёр и преподаватель, он к тому же разбирается и в русской культуре


Из-за перегруженности от "Амфеста" в прошлом году отпочковался SHOW US, куда была собрана часть программы – актуальные неигровые фильмы об американской жизни. Зритель поддержал фестиваль широким присутствием, и в этом сентябре, за месяц до своего "прародителя", который теперь перенесён на октябрь, нам предлагают несколько новых картин в рамках альтернативного киносмотра.

Отбор происходит не слишком привычным для нас, русских, способом. Несколько лет назад американцы решили, что о своей стране за её пределами нельзя говорить как о покойнике: либо хорошо, либо никак. Наоборот, нужно продемонстрировать, что у США есть проблемы, и они не боятся говорить о них прямо. Здесь эстетика должна уступить место проблематике, этот принцип поставлен во главу угла.

SHOW US предлагает посмотреть на изнанку американской жизни, без пафоса и компромиссов.


Годы унижений остались у негров позади, окутанные полувековой дымкой. Или нет? На фестивале покажут сразу два фильма об этом.


В этот раз в программе будет сразу два фильма о расизме. «Саундтрек революции» (Soundtrack for a Revolution) – вариант более мягкий. Через интервью, хронику и музыкальные номера автор показывает, как негры отстаивали свои права с помощью искусства. Оказывается, что среди чёрных музыкантов творчество и политическая борьба всегда были синонимами. И на этом контрасте совсем иначе предстают перед нами известные поп-идолы прошлого.

А вот «Борцы за свободу» (Freedom Riders) – вариант жёсткий. Это двухчасовое обвинение США в расизме, в котором не интервью чередуется с хроникой, а подробности преступлений дополняются уликами. Жуткие картины погромов, рассказы пострадавших, доказательства равнодушия американских властей - это расследование без компромиссов.

«Девушки тюремного родео» (Sweethearts of The Prison Rodeo) также фильм не для слабонервных. В одной из тюрем штата Оклахома с середины прошлого века проводятся родео с участием заключённых. Но с 2006 года в этих соревнованиях разрешили участвовать и женщинам. Они стали героинями фильма. Почему женщины решаются объезжать диких животных? Зачем им под улюлюканье надсмотрщиков выбегать на арену? И как в цивилизованной стране может быть доступно и даже поощряться столь варварское развлечение?

Может быть, у этих женщин есть что-то общее с девятнадцатилетней Робин из «Девушки с обложки» (Poster Girl), которая подписывает контракт и отправляется воевать в Ирак. Её выступление для ветеранов этой войны монтируется с картинами боевых действий, заимствованных из теленовостей. Но можно только воображать, что ей пришлось испытать, раз Робин до сих пор не может излечиться от полученного шока.

Фильм «Когда дерево падает: история Фронта освобождения Земли» - самый визуально богатый из программы SHOW US этого года. Картины катастроф перемежаются со страстными интервью в ритме боевика. Или видеоклипа.


Маршалл Карри - энергичный, молодой, талантливый. На SHOW US покажут его третью картину


Особенно хочется выделить из программы фильм «Когда дерево падает: история Фронта освобождения Земли» (If A Tree Falls: A Story of The Earth Liberation Front). Его автор - Маршалл Карри - как режиссёр вырос именно на глазах зрителей «Амфеста». Сначала в Москве показали его первый фильм «Уличный бой» (Street Fight), за который он номинировался на «Оскар». Потом он сам привёз потрясающие «Мечты о гонках» (Racing Dreams). Теперь SHOW US предлагает его новую работу, которая, как и предыдущие, отличается не только остротой материала (картина рассказывает об экологах-террористах 90-х годов), но и необыкновенной живостью подачи. Не случайно большая часть призов режиссёра – за монтаж. В том числе, на главном для американских независимых кинематографистов фестивале в Сандэнсе.

«Когда дерево падает: история Фронта освобождения Земли». Трейлер






Чтобы не ограничиваться публицистикой, кураторы поставили в программу фильм «Счастливая слониха» (One Lucky Elephant) – сентиментальный рассказ о цирковом животном, которому американское общество не может предложить достойную «пенсию». Владелец слонихи любит её как члена семьи (друзья даже говорят, что это его первая и главная любовь в жизни) и готов свернуть горы, лишь бы найти ей приют в старости. Лиза Лиман, автор фильма, постаралась вложить в него всю свою нежность к героям, и история одной слонихи превратилась то ли в притчу, то ли в грустную сказку, которая украшает фестиваль с хитроумным названием SHOW US.