Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Венера в мехах» Романа Полански. Пятиминутный путеводитель по фильму

Самый камерный фильм скандального режиссёра на Каннском кинофестивале

Изощрённое противостояние режиссёра и актрисы во время репетиции спектакля «Венера в мехах» превращается в игру двух любовников, которая, если приглядеться со стороны, может оказаться и ироничным божественным вмешательством. Аскетичный по форме и эротический по содержанию, фильм является ещё одним размышлением об отношениях мужчины и женщины.

«Венера в мехах» Романа Полански. Пятиминутный путеводитель по фильму

«Венера в мехах» Романа Полански. Пятиминутный путеводитель по фильму

Драматург Тома безуспешно ищет актрису для своего режиссёрского театрального дебюта. Ему нужна актриса, которая была одновременно и Вандой из романа Захера-Мазоха, и Венерой, которая несёт погибель мужчинам. Когда к Томе приходит на прослушивание вульгарная и не очень молодая актриса со жвачкой во рту, он не сразу придаёт значение тому, что её тоже зовут Ванда.


1. Авторы



Роман Полански даже на восьмом десятке лет не перестал быть режиссёром, которому мастерски удаются ироничные исследования тёмных сторон человеческой натуры. Его героями часто оказываются хрупкие, утончённые натуры, попадающие под влияние инфернальных личностей, ломающих их судьбу и психику. То же произошло и здесь, только в предельно лаконичной форме.

2. Сценарий



В основе фильма не только роман Захера-Мазоха, в честь которого определённые проявления человеческой натуры стали называть мазохизмом. Есть ещё и пьеса американца Дэвида Айвза, постановка которой шла на Бродвее. Полански несколько переделал пьесу. В том числе, перенёс действие из комнаты для прослушивания в театр, а самих героев сделал французами.

3. Визуальный ряд



За исключением открывающего и закрывающего кадров фильма, где мы «входим» и «выходим» из театра, всё действие происходит внутри театрального пространства: зрительного зала и сцены. Герои сами меняют освещение сцены, а в кадре всё время либо один из них, либо оба. Поскольку фильм театрален, то и смотрится он как телеспектакль, в чём есть и особый режиссёрский умысел, и, возможно, экономия средств.

4. Актёры



На главную мужскую роль Полански позвал одного из наиболее востребованных французских актёров (и теперь режиссёров) Матье Амальрика. Он сделал ему свою причёску, и Амальрик вдруг стал выглядеть, как сам Полански в молодости. Чтобы дополнить этот автобиографический эффект, в пару к Амальрику поставлена мать двоих детей Полански Эмманюэль Сенье, которой не впервой играть у Полански образы роковых женщин.

5. Актуальность



Фильм шёл в завершении каннского конкурса, подводя черту под ним и давая критикам подытожить, что весь конкурс оказался посвящён историям любви, каждый раз более или менее извращённой. Учитывая же, что Полански постоянно разворачивает тему от персонажей к художнику, который их выдумывает, место фильма в Каннах выбрано не случайно.

Приём удвоения повествования за счёт показа не самого произведения, а как бы его репетиции, очень распространён и даёт режиссёру возможность играть со смыслами, персонажами и идеями до бесконечности. В прошлом году в Каннах была очень похожая картина «Вы ещё ничего не видели» Алене Рене, среди других аналогов можно навскидку назвать фильмы «Начало» Глеба Панфилова и «Американская ночь» Франсуа Трюффо.
Венера в мехах
Матье Амальрик, Эмманюэль Сенье, Роман Полански

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100