Одинокий мизантроп в «Амели» - одна из известнейших ролей Доминика Пинона


Сергей Сычёв
За время вашей карьеры вы сыграли множество как комических, так и трагических или криминальных ролей. Вам сегодня какое амплуа ближе?


Доминик Пинон
Тут дело даже не в амплуа, а выбранной режиссёром жанре. От того, что он выберет, зависит и то, каким я предстану на экране. Поэтому, на всякий случай, надо уметь всё. Хотя лично мне, чего там таить, ближе всего комедия. Но жанром можно поступиться, потому что он вторичен. Сам герой, которого мне предлагают играть, мне важнее. На втором месте – команда, с которой надо делать фильм.



Сергей Сычёв
До недавнего времени вы у российского зрителя ассоциировались с фильмами Жан-Пьера Жёне, но в последние годы вы чаще снимаетесь у более лиричного Клода Лелуша. Значит ли это, что вы изменились?


Доминик Пинон
Если бы я не работал и с Лелушем, и с Жёне, я не знаю, как бы я ещё зарабатывал на жизнь. Правда, я много работал и с другими режиссёрами, в том числе, в театре. Насчёт лиричности я даже не знаю. Но для актёра очень приятна возможность перехода от улыбок к слезам и обратно. Главное - чтобы зритель испытывал эмоции и не скучал. С Жёне мы ещё наверняка поработаем. Боюсь, он не сможет этого избежать, даже если захочет. Тем более что он недавно закончил ещё один свой фильм, «Молодой и удивительный Спивет», про путешествующего гениального подростка, и среди встречающихся мальчику эксцентричных фриков есть и тот, которого играю я. Хотя, в основном, все актёры в фильме американские. По-моему даже, я единственный французский актёр во всей картине.

У Жан-Пьера Жене Пинон играет с первого его фильма, «Деликатесы»


Сергей Сычёв
После того, сколько ролей вы сыграли у Жёне в «Городе потерянных детей», вы могли бы заменить всех этих американцев сразу.


Доминик Пинон
Нет, это вы уж слишком. В том фильме все мои персонажи были похожи друг на друга, потому что это клоны. Интерес заключался в том, чтобы никто из зрителей не мог отличить копию от оригинала.




Сергей Сычёв
Вы достаточно известны, у вас большой послужной список, но вы по-прежнему соглашаетесь на роли второго плана. Почему?


Доминик Пинон
Ну, а с чего вы взяли, что мне часто предлагают главную роль? Нет, надо брать то, что дают. Я трудоголик, мне нужно много работы, которую я старательно выполняю, поэтому почти ни отчего не отказываюсь. Я иногда чувствую себя простым рабочим, который вкалывает и вкалывает. Но бывает, что и отказываюсь от ролей, которые мне совсем уж не близки. Я предпочитаю не использовать выражение «роль второго плана», хотя из-за таких ролей у меня огромная фильмография в итоге накопилась.





Сергей Сычёв
В России актёры чаще всего в кино зарабатывают деньги, а в театре занимаются творчеством. А вы как?

Редкий пример участия Доминика Пинона в боевиках. Кадр из фильма «Чужой 4: Воскрешение»


Доминик Пинон
Во Франции игрой в театре тоже можно неплохо зарабатывать. Поэтому у меня нет какого-то ярко выраженного антагонизма между моей работой в театре и в кино. Другое дело, что такое отношение к профессии характерно скорее для Великобритании, а во Франции полно киноактёров, которые ни разу в жизни не играли в театре и не собираются. Они и не смогли бы. Я-то как раз думаю, что театр и кино подпитывают друг друга взаимно. В театре и выбор получше, мне проще найти там для себя подходящие роли, в том числе, главные.


Сергей Сычёв
Странно: во Франции такое большое кинопроизводство, что проблем с выбором ролей у известных актёров быть не должно бы.


Доминик Пинон
Да, в сравнении с большинством стран у нас снимается очень много картин. Но ситуация меняется. Всё больше денег выделяется на блокбастеры и всё меньше – на подлинно художественное кино. Его становится делать всё трудней. А во Франции, между прочим, довольно много безработных актёров.



Сергей Сычёв
Я слышал, вы в театре играли Луи де Фюнеса. Расскажите поподробнее!


Доминик Пинон
Там всё не так просто. В общем, есть текст, который написан в посвящение Луи де Фюнесу. Написал его Валер Новарина. Текст весьма необычный. Да и сам Новарина тоже необычный: он не просто текст написал. Это драматург, который сам ставит свои пьесы, сам придумывает декорации, а при написании текстов использует язык сумасшедших, детей, активно внедряет находки примитивистов. Текст в посвящение де Фюнесу был написан потому, что де Фюнес сам был помешан на театре. Новарина видел де Фюнеса в театре, когда был ещё совсем маленький. Пьеса называлась «Оскар».

Луи де Фюнес в комедии «Фантомас»


Сергей Сычёв


Доминик Пинон
Да, но постановка в театре была раньше. Так вот, Новарина снабдил свою пьесу воспоминаниями о своих впечатлениях от Фюнеса, размышлениями о том, каким должен быть актёр, что такое загадка актёра, который выходит из закулисной тени на свет рампы. А сюжетно это спектакль об актёре, который возомнил себя де Фюнесом. Мне в работе очень помогла моя дружба с актёром Мишелем Дюшоссуа из «Комеди Франсэз», который хорошо знал де Фюнеса. Он мне рассказал, насколько серьёзно де Фюнес относился к своей работе, к актёрскому призванию. Мне было очень приятно работать на постановке Валера, потому что я сам большой поклонник де Фюнеса и рад был такой возможности засвидетельствовать ему своё почтение.

Трейлер фильма «Железнодорожный роман», в котором Доминик Пинон сыграл главную роль в паре с Фанни Ардан



Сергей Сычёв
Говорят, что в России де Фюнеса знают и помнят лучше, чем во Франции.


Доминик Пинон
Нет, у нас он очень известен, его фильмы смотрят. Но во Франции специфическое отношение к актёрам, работающим в комедийном жанре. Знаете, как к артистам второго сорта. При жизни де Фюнес вдоволь это испытал. Но не только он, конечно. Это, между прочим, и Мольера коснулось.

В этом кадре из «Безумных преподов» Пинона нет. Потому что он играет не учителя и не ученика, но, как всегда, особую роль - инспектора



Сергей Сычёв
Может, поэтому де Фюнес был таким мрачным?


Доминик Пинон
Сегодня во Франции развелось дикое количество комиков, у которых улыбка круглосуточно не сползает с лица. Какая-то вечная лыбящаяся маска, меня это жутко раздражает. В Луи де Фюнесе мне нравилось именно то, что он сильно отличался от своего экранного образа. Например, он был невероятно, сверхъестественно скромным, робким. Помню, когда ему вручали почётный «Сезар» за вклад в кинематограф незадолго до смерти. Де Фюнес принимал премию из рук Джерри Льюиса. И вот он стоит жутко покрасневший, совершенно смущённый. Он не подготовил никакой речи к церемонии и даже не знал, что сказать.




Сергей Сычёв
Когда вам будут вручать «Сезар» за вклад, вы будете вести себя так же?


Доминик Пинон
Не знаю. В 2004 году мне присудили премию «Мольер» - это такой театральный аналог «Сезара». И я тоже не приготовил никакой речи. От позора меня спасла очередная забастовка во Франции, из-за которой церемония не транслировалась по телевидению, в зале не было камер, а премию мне вручили в коробке. Я взял её и ушёл. Хотя мне, конечно, было грустно, что мои родные не увидели, как меня награждают.




Сергей Сычёв
Хороший повод заработать ещё одну такую премию!


Доминик Пинон
Да вот и я думаю: надо постараться и взять реванш.