В «Фантоме» важно не само инопланетное вторжение, а то как оно преподнесено: зритель смотрит на происходящее с точки зрения главных героев, изучает произошедшее вместе с ними. Обычно, в фильмах подобного типа, спокойнее всего днём, когда на улице светло. Здесь же всё абсолютно иначе - герои чувствуют себя в безопасности только ночью, потому что пришельцы в картине представляют собой энергетические волны, которые невозможно увидеть, но при их появлении загораются лампочки и включаются электроприборы.

Крис Горак, режиссёр «Фантома», представляет эскизы будущей картины на Комик-Коне


В оригинальной версии сценария, события разворачивались в американском мегаполисе, однако, когда текст попал в руки к Бекмамбетову, тот загорелся идеей перенести действие в Москву – всё-таки «играть на своём поле» проще, да и фильмов про нападение инопланетян на Россию до этого ещё никто не снимал. С кандидатурой режиссёра проблем не возникло – картину возглавил Крис Горак, начинавший свою карьеру художником-постановщиком у Дэвида Финчера и братьев Коэн и прославившийся своим малобюджетным кинодебютом «У твоего порога» (Right at Your Door), показанным на кинофестивале «Санденс». Для Горака «Фантом» - первый опыт работы на крупном студийном фильме, да ещё и в 3D:

Когда я прочитал сценарий и понял, что действие разворачивается в Москве, то сказал: «Супер!» Это отличная основа для работы. Благодаря электрическому происхождению инопланетян зажигаются лампочки, другие источники света... И нашим героям приходится разбираться с тем, что это за энерговолны, какова их частота, как их избегать и как их уничтожить. Оружие пришельцев совершенно уникальное. Их энергия настолько мощная, что одно касание мгновенно разрывает противника на части и превращает его в прах».


Тимур Бекмамбетов хотел пригласить Константина Хабенского на одну из ролей в «Фантоме», но тот был занят на съёмках военной драмы «Белая гвардия».


Оливия Тирлби и Рэйчел Тейлор сыграли двух туристок, которые волей случая оказались в Москве и стали свидетельницами нападения инопланетян на город


На главные роли Горак позвал молодых, но перспективных актёров, у многих из которых на тот момент уже были роли в крупных голливудских картинах: Эмиль Хирш, например, играл главную роль в «Спиди-Гонщике» у братьев Вачовски, а Рэйчел Тейлор участвовала в первых «Трансформерах». Съёмки картины стартовали в Москве в середине июля прошлого года во время бушевавших тогда пожаров торфянников. Спустя буквально пару недель, проект пришлось приостановить — смог сделал невозможным запланированные съёмки на натуре, а студия очень переживала за своих артистов. Команда успела отснять всего лишь несколько сцен и на время отправилась по домам. Больше всех о последствиях пожаров переживал Эмиль Хирш, будучи экологическим активистом:

Наш последний рабочий день пришёлся на субботу, когда уровень задымлённости был самым высоким. Одев свою маску, я вышел из номера отеля - я думаю, что не скоро забуду это ужасное ощущение - и увидел, что в холле стоит серебряная дымка. На улице всё было ещё хуже, не было ничего видно даже на расстоянии вытянутой руки, и я с трудом мог дышать. Это было ужасно. Давайте не забывать, что все мы частично ответственны за то, что случилось и нужно не допустить, чтобы это произошло снова».

Съёмки продолжились только в конце августа, когда проблема со смогом была решена. Дело в том, что «Фантом» снимался на 3D-камеры, и смог, отражающийся в кадре, нарушал объёмное построение изображения, а убирать его при помощи компьютера оказалось очень дорогим удовольствием.

Разрушениям подверглась вся Москва. Пришельцы не пощадили даже ГУМ


Большинство сцен фильма снималось на натуре - в кадр попал храм Христа Спасителя, высотка на Котельнической набережной, Ленинская библиотека - и ещё многое из того, что мы знаем и любим в столице. Съёмочная группа часто работала рано утром или поздно вечером, чтобы спокойно отснять те места, где в разгар рабочего дня кипит жизнь. Для завершения образа города Горак настоял на съёмках оживленных мест, вроде Садового кольца. Режиссёр был непреклонен – раз приехали в Москву, нужно её снимать.

Актриса Рэйчел Тейлор признаётся, что она большая поклонница Эмиля Хирша, и он как раз был одной из причин, по которым она захотела попасть в «Фантом».


В эпизоде на Красной площади выжившие герои подходят к углу ГУМа и видят полицейскую машину. Надеясь найти в ней более подробную карту города, чтобы добраться до посольства США, персонажи Эмиля Хирша и Макса Мингеллы выбегают в центр площади, но здесь их настигает пришелец. Первоначально, действие происходило на маленькой боковой улочке, но Крис решил перенести машину в центр площади. Съёмочной группе пришлось снимать этот трёхминутный эпизод целых пять дней - для съёмок необходимо было перекрывать разные части площади. Очень важно было контролировать ситуацию, ведь это одно из самых оживлённых мест в городе.



Гоша Куценко и его боевая команда


Всех русских актёров подбирал сам Горак, что оказалось непросто. Важно было не только говорить на иностранном английском языке, но и уметь думать на нём, оставляя себе тем самым простор для импровизации. Одна из ключевых ролей досталась Гоше Куценко, он сыграл роль командира группы российских солдат, понявших, как в случившейся ситуации отражать нападение врага. Например, один из солдат надевал наушники, и когда начинала играть музыка, становилось ясно - пришельцы где-то рядом. У других загорался свет в каком-нибудь месте спецодежды. Для того, чтобы создать барьер от электричества, у героя Куценко был самодельный боевой жилет, собранный из обычных ключей, которые он подобрал в опустевших квартирах города. Создатели хотели, чтобы защита солдат выглядела примитивной, сделанной наспех.

Российский прокатчик продаёт «Фантома» как большой голливудский проект и оставляет интригу с участием отечественных актёров в качестве сюрприза. Сам же Тимур Бекмамбетов очень надеется, что лента оправдает себя в коммерческом плане, потому что у него есть идеи для ещё нескольких международных картин, действие которых будет проходить в столице. Но на самом деле, у фильма Криса Горака есть абсолютно все шансы стать хитом, ведь очевидно, что мало кто из жителей России откажет себе в удовольствии посмотреть на то, как рушится Москва.