Анимационный фильм «Призрак в доспехах» уже давно стал признанной аниме-классикой. В 1995 режиссёр Мамору Осия экранизирует популярную мангу о нелёгком пути Мотоко Кусанаги и создаёт один из лучших фильмов в своей карьере. Революционное аниме с блестящей графикой и саундтреком, специально для него написанным японским композитором Кэндзи Каваи, оказало влияние на стиль сестёр Вачовски и многих других европейских и голливудских режиссёров. А в 2017 году усилиями студии Paramount в прокат вышла игровая экранизация о противостоянии Девятого отдела и опасного киберпреступника.

Трейлер аниме «Призрак в доспехах»

И вот спустя 24 года Мамору Осия назвал фильмы, которые позволили появиться «Призраку в доспехах». Первая строчка в этом списке, конечно, отдана легендарному «Бегущему по лезвию» 1982 года. Какой бы рейтинг из своих любимых фильмов не составлял режиссёр в нём всегда находится место для фильма Ридли Скотта.
«Я часто думаю, что же такого могут предложить фильмы, чего нет в других видах искусства, и после просмотра «Бегущего по лезвию», я понял, что всё дело в визуальном построении иной вселенной. Все художники, которые пытались создать технологический мир нашего будущего, опирались на именно этот фильм».
И Мамору Осия гордится быть в их числе. Правда, этот фильм заставил его ошибочно думать, что главное - это крутые декорации, а уже потом крепкая история и герои. И только череда неудач заставила его понять, что это не так.

Трейлер «Бегущий по лезвию»

Знаменитая картина Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая Одиссея» подтолкнула Мамору Осию к тому, чтобы начать придумывать научно-фантастические истории. Он посмотрел её, когда был учеником старшей школы, и был потрясён исключительно её зрелищностью. И только спустя 30 лет, пересмотрев фильм, он вдруг осознал, какой необычный взгляд на человеческую цивилизацию он предлагает.

«Мне потребовалось много времени, чтобы понять, что это кино с прекрасным сценарием и игрой актёров, несёт в себе ещё и большие смыслы, ищет ответ на вопрос: как человек стал человеком»

Трейлер фильма «2001 год: Космическая Одиссея»

Картину классика французской «новой волны» Франсуа Трюффо «Американская ночь» Мамору посмотрел на втором курсе университета, и сразу же решил стать режиссёром. Это кино - лиричный, ироничный, полный любви, взгляд на сам процесс создания фильма, на магическое действо, где балом правит волшебник-режиссёр.

«Фильмы проносятся, как поезда в ночи. А люди, как ты и я, могут быть счастливы только своей работой», - где-то в фильме есть такие слова. После этого кино я понял, что не смогу жить, если не стану режиссёром!»

Кадр из фильма «Американская ночь»


Ещё одним знаковым пунктом в этом списке стала фантастическая картина «Этот остров Земля» 55-го года. Несмотря на то, что сейчас многие спецэффекты в этой картине, включая головастого инопланетянина с клешнями, выглядят забавно, по тем временам этот фильм был образцом своего жанра. Лента о том, как молодого учёного, изучающего энергию атома, вербует инопланетная организация, и по сей день имеет своих поклонников.

Постер к фильму «Этот остров Земля»


Пятым фильмом, который произвёл большое впечатление на Мамору Осию, оказался японским - это «Невеста Белого замка» (1961) театрального и кинорежиссёра Тадаси Савасимы. Это игривая музыкальная комедия о бандите, который выдаёт себя за дворянина и интеллигентной девушке, которая верит в его ложь. Фильм блестяще реконструирует феодальную Японию, смеётся над иерархическими различиями и восхищает игрой звёздной японской актрисы Хибари Мисоры.