В начале была манга…

Огромная вселенная аниме появилась именно из манги – японских комиксов. Термин «манга» впервые упоминается в 1814-м году знаменитым графиком Хокусай Кацусика и означает буквально «странные (или весёлые) картинки, гротески».

«Астробой» - знаменитая манга Тэдзука Осаму


Развитию манги способствовало военное правительство Японии, увидевшее в этой массовой культуре важный инструмент воздействия. Но окончательно выкристаллизовалась манга после II Мировой войны, когда Япония была оккупирована американскими войсками, и японцам ничего не оставалось, как читать американские комиксы. Японцы быстро адаптировали сюжеты и формат американских комиксов под себя, добавив в них минималистскую эстетику, характерную для японской традиционной графики. А дальше великий «мангака» (так называется тот, кто рисует мангу) Тэдзука Осаму совершил подлинную революцию в мире манги, сделав её флагманом японской поп-культуры.

Два немаловажных факта: первое, мангу в Японии читают абсолютно все, у японских комиксов самая большая возрастная категория, примерно до 45 лет. И второе, манга очень редко рисуется в цвете, она – чёрно-белая.

Рождение аниме

И всё же аниме – это далеко не экранизация манги, хотя вплоть до 1970-х годов японцы и называли то, что мы сейчас считаем «аниме», - «манга-эйга», то есть «кино-комиксы». Первые мультфильмы стали появляться в Стране восходящего солнца в 1917-м году ХХ века, и, конечно, до своих оригинальных потомков им было далеко. И здесь опять не обошлось без Тэдзука Осаму, Уолта Диснея японской анимации. Он предложил не конкурировать с американскими полнометражными мультфильмами, а сосредоточить внимание на ТВ-сериалах, ориентированных именно на японцев. Эта сосредоточенность на собственной специфической культуре и объясняет одно из частых определений аниме – анимация, сделанная в Японии и рассчитанная на японскую аудиторию.

Трейлер аниме-сериала «Могучий атом», он же «Астробой» (1980)

Аниме-сериал Тэдзука Осаму «Могучий Атом» (1963), или «Астробой», наиболее ярко выразил будущие каноны аниме. Как и манга, он был чёрно-белым, его мини-серии были объединены единым мета-сюжетом, и он использовал технику «ограниченной анимации». Такая техника была продиктована необходимостью экономии: количество кадров уменьшалось, зато фон и персонажи прорисовывались наиболее детально, широко использовались стоп-кадры и флешбэки.

Аниме «Акира» - дитя «Золотого века аниме»

Блестящий «Золотой век аниме» начался где-то в начале 1980-х годов, во многом благодаря выходу на более взрослую, молодёжную аудиторию. Прирост популярности аниме по всему миру, в некотором смысле, продолжается до сих пор.

Источники Силы

Манга – не единственный источник вдохновения для аниме. Часто аниме основываются на ранобе, то есть на популярных в Японии «лайт-новеллах» тоже с огромным жанровым разнообразием - от любовной мелодрамы до хорроров, преимущественно на фэнтезийную тему. Головная боль любого издателя ранобе – поиск всё новых и новых авторов, для этой же цели проходят ежегодные конкурсы. Ранобе – это произведение, где много диалогов, снабжённое иллюстрациями в стиле манга. Ранобе – фактически сырьё для производства манги и аниме, так же, как и компьютерные игры, и за пределами Японии оно пока не пользуется большим спросом, главным образом из-за необходимости перевода.

Аниме-сериал «Волчица и пряности» - адаптация популярного ранобэ

Не только большие глаза

Первое, на что обращает внимание человек, начавший своё знакомство с аниме, - огромные, совсем не японские, глаза у большинства персонажей. На Востоке широко распахнутые глаза означают готовность к познанию и созерцанию мира. Это центральный элемент в японской анимации, который достигается, в основном, более схематичным изображением носа и рта. Глаза символизируют наивность и молодость, и, наоборот, у неоднозначных героев взгляд всегда немного исподлобья, глаза прикрыты чёлкой.

Бездонные голубые глаза Сейлор Мун


В аниме принято почти буквально изображать чувства персонажей, что неудивительно, ведь оно полагается на наиболее эмоциональную, подростковую аудиторию. Так что если неожиданно посредине мультфильма герой якобы превратился в котёночка или зайчика с ушками и хвостиком, не пугайтесь, вам всего лишь хотят сказать, что он «настроен дурашливо».

Кадр из аниме «Волчьи дети Амэ и Юки»


Если герой в состоянии стресса, он вдруг может начать дрожать и «обесцвечиваться», если расстроен - в глазах плещутся слёзы, если злится, его рот принимает рычащее положение, а если выступают капельки пота, это значит, что он крепко задумался или не может принять решение. Всё это воспринимается интуитивно, и очень скоро зритель полностью погружается в опасный и эксцентричный мир многочисленных персонажей аниме.

Мальчишки и девчонки, а также их родители

Ни одна анимация в мире не дробит свою аудиторию так, как аниме. Каждый создатель аниме-сериала чётко знает, какого пола будет его зритель, сколько ему будет лет и что примерно он ждёт от просмотра. Поэтому аниме делится на кодомо - дети от 6-10 лет, сёдзе для девочек-подростков, где много романтики и вообще человеческих отношений, сёнен для мальчиков-подростков, где много экшена, соперничества и юмора, а прекрасная дама маячит где-то на периферии. А также на более реалистичные дзесей о семейных отношениях - для молодых женщин, и полные психологизма мрачные боевики сейнен для молодых мужчин (пока ничего неприличного!).

Трейлер махо-сёдзе «Красавица-воин Сейлор Мун»

Жанровая энергия

Количество жанров в аниме превосходит все мыслимые пределы. А разнообразие сюжетов и персонажей заставляет только позавидовать могучей и неистощимой фантазии японских аниматоров. Помимо жанров, уже ставших классическими, таких как: фэнтези, научная фантастика, космическая опера (привет «Звёздным войнам»!), романтика, мистика, боевик, детектив и прочее, попадаются и истинно японские. Например, жанр «меха», являющийся отголоском японского милитаризма. Здесь сражаются роботы или люди, заключённые в костюмы «роботов-машин».

«Евангелион нового поколения» - один из флагманов жанра «меха»

Или «добуцо», аниме о человекоподобных пушистых существах - «нэко», «кицунэ», «усаги» (из семейства кошачьих, лисьих, заячьих). Не обошлось и без восточных единоборств: жанры самурайский боевик и боевые искусства, в основном, это – сёнен, для мальчиков. В память об увлечении «вражескими» комиксами родился жанр «сентай» — японская версия американских супергероев. Жанр «монстр», где часто милые, но сверхспособные создания по воле человека сражаются между собой, к таким монстрам принадлежит знаменитый Пикачу из серии аниме «Покемон».

Тизер 21-го полнометражного аниме из серии «Покемон»

Или жанр «махо-сёдзё» о девушках-волшебницах, к которому принадлежит популярный в России в конце 90-х, аниме-сериал «Красавица-воин Сейлор Мун». Интересен жанр «гарем», верный друг этти (значит, эротических) аниме, где за внимание одного мальчика или девочки борется толпа воздыхателей противоположного пола. Очень любимы японской анимацией и старые добрые жанры «киберпанк», «стимпанк», «апокалиптика» и «постапокалиптика».

Самое популярное на данный момент этти-аниме «Высшая школа DxD»

Особняком стоит «хентай», анимация «для взрослых», которая содержит сцены эротического, а часто откровенно порнографического характера. «Хентай» - тема для отдельного разговора, тем более, что и здесь японская фантазия ушла далеко вперёд. Создатели японской анимации активно играют с этими бесконечными жанровыми градациями, превращая их в колоритную массу, которая щедро питает сюжеты аниме.

Великий мангака современности


Сказочный мир Хаяо Миядзаки


Талантливых авторов у аниме тоже очень много, среди них попадаются и великие, например, всё тот же родоначальник аниме Тэдзука Осаму, истинный мастер Исао Такахата, или более современные выдающиеся авторы аниме - Макото Синкай, Мамору Хосода, Масааки Юаса и другие. Но слава как минимум одного из них уже облетела весь мир. Его имя Хаяо Миядзаки, и для многих знакомство с японским аниме начинается с мультфильмов этого режиссёра и художника-мультипликатора. В 2003-м его аниме-муви «Унесённые призраками» получил «Оскар», годом раньше – «Золотого медведя» на Берлинале.

Трейлер аниме «Унесённые призраками»

Он - обладатель «Золотого льва» Венеции за вклад в мировой кинематограф и Почётной премии «Оскар». География его побед очевидна, его мультфильмы «Ведьмина служба доставки», «Ходячий замок», «Небесный замок Лапута», «Ветер крепчает» и многие другие любимы миллионами, а его студия «Гибли» – настоящее место паломничества поклонников его творчества и аниме.

Рыцари аниме

Аниме обладает магическим воздействием на своих зрителей, перетягивая на свою сторону всё новые и новые толпы фанатов. Поклонники аниме называются отаку, «отаку» в переводе с японского — «человек, увлечённый чем-либо», но для всего остального мира это увлечение – аниме. Из числа отаку получаются отличные авторы любительской манги «додзинси», которые впоследствии дорастают до полноценных мангаков. Некоторые из первых отаку в 80-е годы спокойно становились режиссёрами и аниматорами, освежая историю аниме.

Российские отаку «косплеят» на премьере аниме «Мэри и ведьмин цветок»


С отаку связан термин «косплей». По сути, это ролевые костюмированные игры или даже карнавал, когда поклонники буквально перевоплощаются в любимых героев аниме, особенно, если у них есть с ними внешнее сходство. Большое внимание здесь уделяется костюму, существуют даже профессиональные косплееры и многочисленные фестивали для отаку. Частенько отаку можно встретить на улицах города в покрывающих всё тело костюмах животных или мульт-персонажей - «кигуруми», которые пользуются популярностью и у нас, в России. В переводе с японского «кигуруми» означает «мягкая игрушка для ношения на человеческом теле». Словом, субкультура аниме едва ли не столь же многообразна, как сама индустрия аниме.

Аниме – увлекательная вселенная, и, как и любая другая вселенная, она безгранична, ну, или почти безгранична. Так что все, кто решил узнать: «Что такое аниме?» – в самом начале необычайного пути.