Вдохновение и принципы


В интервью Миядзаки часто задают вопрос, откуда он черпает своё вдохновение, и его ответ никогда не повторяется.
А началось всё с того, что он увидел в кино анимационный фильм «Легенда о белой змее» . Конечно, это был не простой мультфильм: он был первым в стране цветным полнометражным аниме, он был снят по китайской сказке, и был первым аниме, показанным на территории США. 17-летний юноша был впечатлён настолько, что ему страстно захотелось связать свою жизнь с анимацией. Кстати, в Америке этот мультфильм нещадно «порезали», вплоть до того, что заменили одного персонажа другим и полностью вымарали из титров всех его создателей.

Кадр из мультфильма «Навсикая из долины ветров»


Для Хаяо Мядзаки такое обращение с мультфильмами недопустимо. Его девиз:
Никогда не упускай шанса сразиться с продюсерами.
Он много сделал для того, чтобы международные прокатчики относились к японскому аниме с уважением. Миядзаки был потрясён, узнав о том, что в американском прокате его фильм «Навсикая из Долины ветров» сокращён почти на 30 минут, в нём изменены акценты и японские имена персонажей. Он поклялся, что больше никогда не даст разрешения на дистрибуцию своих картин, пока зарубежные компании не согласятся на его условия. Когда «Дисней» хлопотал о правах на распространение уже другого его аниме «Принцесса Мононоке» и, по традиции, намекнула, что собирается его немного «сократить», Миядзаки прислал в студию окровавленную японскую катану (самурайский меч) с надписью «Не резать!» К выходу на мировые экраны его «Унесённых призраками» ситуация, по крайней мере, с его работами, уже была другой. Студия «Дисней» и продюсер Джон Лассетер (на тот момент уже близкий друг Миядзаки) очень бережно подошли к дубляжу картины, подогнав английские слова точно к движениям губ героев. Мультфильм «Унесённые призраками» в 2003 году получил уже полное общественное признание, выраженное в золотой оскаровской статуэтке. И дальше японские аниме, в основном его авторства или созданные на его студии «Гибли», уже регулярно будут номинироваться на премию «Оскар».

Трейлер аниме «Принцесса Мононоке»

Что же касается вдохновения, то желание творить у Миядзаки вызывают множество вещей. Во время учёбы в респектабельном университете Гакусюин (учился он не на аниматора, а на политолога и экономиста), он посещал клуб, где читали и обсуждали всемирную детскую литературу. Наверное, поэтому почти каждый третий мультфильм его студии «Гибли» основан не на манге, а на книге какой-нибудь детской писательницы. «Воспоминания о Марни» снят по роману Джоан Робинсон, «Сказания Земноморья» - по знаменитой книге Урсулы Ле Гуин, и это любимая, настольная книга Миядзаки, «Ходячий замок» написала Диана Уинн Джонс, «Ариэтти из страны лилипутов» основан на романе Мэри Нортон «Добывайки». Миядзаки ещё и известный англофил, большой поклонник английской культуры, так что неудивительно, что многие детские книги, по которым студия «Гибли» снимает свои шедевры, именно английские.

Трейлер аниме «Ариэтти из страны лилипутов» студии «Гибли»

Кроме того, Миядзаки преклоняется перед советской анимацией. Первое место в его списке лучших мультфильмов мира занимает «Ежик в тумане» Юрия Норштейна, с которым он в прекрасных отношениях. Трогательному Волчку даже нашлось пристанище в музее «Гибли» - отдельному детищу Миядзаки. Буквально сразила его советская «Снежная королева» Льва Атаманова, мультфильм, где рисованные герои играют не хуже живых актёров. Ему, как последнему мастеру рисованной анимации (Миядзаки добавляет в свои фильмы компьютерную графику очень неохотно, закон студии «Гибли» - не более 10% материала), это было особенно важно.

Миядзаки всегда помнит, для кого он создаёт свои удивительные, неповторимые анимационные миры. Когда в своей работе он оказывается в тупике, он выходит на улицу и смотрит на детей, весело играющих в детском саду неподалёку от студии «Гибли». И сразу становится понятно, как должна улыбаться рыбка Поньо или какой взгляд должен быть у озадаченного Тоторо. Для истинного сказочника волшебство разлито повсюду. Миядзаки знает:

Вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды.

Авиация и анимация


Студия «Гибли» - так же, как и жизнь самого Миядзаки, - таинственным образом связана с самолётами. Гибли – один из Средиземноморских ветров, дующих с Юго-Востока - это слово включил в название своего самолёта Caproni Ca.309 Ghibli итальянский авиаконструктор Джованни Капрони. И все эти ветра, и сам Капрони занимают особое место в воображении Миядзаки. Джованни Капрони появляется в его самом личном мультфильме «Ветер крепчает», а название «Гибли» символизирует «дуновение нового ветра в анимационной индустрии».

Трейлер аниме «Ветер крепчает»

К тому же, самолётостроение было основным доходом для его семьи. Во время Второй мировой войны его отец Катсудзи был директором завода Miyazaki Airplane по изготовлению частей для японских истребителей. Всё своё детство Хаяо рисовал самолёты, мечтал о полётах, его поражал сам факт, что такая масштабная конструкция способна подниматься в небеса и там парить в облаках. Он был не одинок, все мальчишки в то время буквально болели самолётами, а сейчас, сетует Миядзаки, нас интересуют самолёты только в плане цены на билет.

В своих мультфильмах он хочет передать ощущение полёта, взять хотя бы ведьмочку Кики, которая на своей метле кружит над крышами города, очень похожего на Стокгольм, или «Небесный замок Лапута», где в воздухе балансирует уже остров. Создавая комикс (Миядзаки также отличный мангака) о самолётах 30-х годов «Век гидропланов», он придумал героя – свиноподобного лётчика-авиатора Порко Россо, пятачок вырос у него в знак презрения к людям. Порко Россо ненавидит фашизм и после Второй мировой охотится на пиратов в Адриатике. Этот авантюрный и смелый мультфильм, пожалуй, один из самых необычных в фильмографии режиссёра.

Трейлер аниме «Ведьмина служба доставки»

Основывая вместе со своим другом, не менее достойным аниматором, Исао Такахатой студию «Гибли», Миядзаки шёл на риск. Мысль о том, что в Японии может существовать и приносить доход студия, специализирующаяся только на полнометражном аниме, была очень смелой. Однако большой опыт, полученный Исао и Хаяо на крупнейшей студии «Тоэй» (аналог нашего «Союзмультфильма»), а также внушительный список работ художника-Миядзаки, где есть и ещё известные у нас с советских времён «Кот в сапогах» и «Корабль-призрак», помогли студии остаться на плаву. Создавая шедевры анимации и одновременно кассовые хиты «Навсикая из долины ветров», «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки», Миядзаки часто порывался уйти от громких проектов, от забот о коммерческом успехе и заняться глубоко авторскими мультфильмами.

Кадр из аниме «Порко Россо»


После одной такой передышки появился «Порко Россо», отдых после монументальной «Принцессы Мононоке» обернулся «Унесёнными призраками». Как и герой его «прощального» аниме «Ветер крепчает» авиаконструктор Дзиро, он ищет баланс между материальным, масштабным производством и детской мечтой, основой любого творчества. И сейчас, объявив о своём уходе из анимации и занявшись маленькой короткометражкой о гусенице Боро, которая тихонько ползёт навстречу ярким переменам, Миядзаки, кажется, всё-таки вернётся с большим фэнтези-мультфильмом «Как поживаете?». Анимация для режиссёра всё равно что небо для настоящего лётчика – не отпускает. Ощущение полёта и творческой эйфории – такое не забывается.

Что волнует Миядзаки?


Не только небо в мультфильмах Миядзаки прекрасно, почти все пейзажи, долины, леса, океаны поражают своей реалистичной, удивительно точной и в то же время «сказочной» прорисовкой. Много внимания в своих анимационных фильмах Миядзаки уделяет свету. Он буквально одухотворяет каждый свой кадр, по его словам, наиболее близкое ему ощущение мира – это синтоизм, или даже анимизм. Многобожие, или, скорее, способность чувствовать бога во всём живом – в предметах, явлениях и различных существах.

Кальцифер из мультфильма «Ходячий замок»


Работая над образом демона Кальцифера для аниме «Ходячий замок» Миядзаки с удивлением обнаружил, что молодые аниматоры, рождённые в мегаполисе, попросту не помнят или не знают, как выглядит живой огонь в дровах. Он немедленно отправил их загород - посмотреть. Не говоря уже о том, что фирменное акварельное небо Миядзаки они подсматривают исключительно на крыше студии «Гибли». Древний лес духов для мультфильма «Принцесса Мононоке» Миядзаки вместе со своими аниматорами вообще отправился рисовать в заповедник острова Якусима.

Его мультфильм «Мой сосед Тоторо» , у которого, кстати, в этом году круглая дата - 30 лет, пропитан ностальгией по мирному сельскому существованию. Огромный и мягкий добряк Тоторо, чей образ стал символом студии «Гибли», а заодно и одного известного природоохранного общества, мог появиться только в простом и уединенном месте. Мысль о всё большем отрыве человека от природы, о противопоставлении технологического общества людей всему остальному, что живёт на нашей планете, тревожит Миядзаки почти в каждом мультфильме.

Трейлер мультфильма «Мой сосед Тоторо»

Что касается человеческих героев, то на вопрос, почему в его аниме все героини девушки, Миядзаки ответил: «Я просто очень люблю женщин». Ветеран японской анимации, конечно, не соврал, но это не единственная причина. Девочки в его аниме всегда ломают стереотипы, идя против общепринятого порядка, но никогда они не теряют своих истинно восточных добродетелей – скромности, женственности и жертвенности. И это не феминизм, это подлинное уважение к женщине, которая умеет давать и оберегать жизнь.

Хаяо Миядзаки и его подчинённые за работой на студии «Гибли». Видео

Каждое существо в мире, по Миядзаки, должно оставаться самим собой, однозначно плохого или хорошего просто не бывает. Миядзаки не сомневается: в мире нет ничего совершенного, может быть, поэтому он всегда призывает своих художников, особенно тех, кто работает с компьютерной графикой, не искать идеальных линий. С таких же позиций Хаяо оценивает и происходящее в мире, говорит ли он о роли Японии во Второй мировой войне или о современных политиках. Как всякий сказочник и мудрец, Хаяо Миядзаки – пессимист, который порой с глубокой печалью взирает на будущее, считая, что «современный мир бесплоден, пуст и лжив». Пусть так, зато в его мультфильмах он населён самыми разными созданиями, полон гуманизма и подкупает своей детской честностью. На то он и величайший режиссёр анимации нашего времени.