ФильмПро Ты решаешь, что смотреть

На фестивале «Движение» обсудили, почему ведущие российские режиссёры уходят на телевидение

Круглый стол провёл программный директор Стас Тыркин

В Омске на фестивале «Движение» показали пилотные эпизоды сериалов Бориса Хлебникова, Вадима Перельмана, Натальи Меркуловой. Тенденция очевидна: российские режиссёры авторского кино уходят на телевидение, пробуют силы на новом для себя поприще. Что ещё несколько лет назад показалось бы шагом недостойным настоящего таланта, сегодня уже выглядит нормой - теперь не только за рубежом, но и в России. Деятели кино обсудили тему на круглом столе «Из «большого кино» на телевидение: почему ведущие российские режиссёры снимают телесериалы?».

На фестивале «Движение» обсудили, почему ведущие российские режиссёры уходят на телевидение

Уже неактуально снисходительное отношение к российским телесериалам: когда на ТВ идут режиссёры, собирающие призы на престижных кинофестивалях, очевидно, что они обязательно привнесут авторское видение в индустрию - в той или иной мере. Кто-то объясняет уход именитых постановщиков на ТВ более высокими гонорарами, впечатляющим охватом аудитории, всё ослабевающим прокатом арт-хауса. Скорее всего, правда есть в каждом из положений. Другой вопрос - не идут ли постановщики на компромиссы, раз вынуждены работать в такой строгой индустрии, как телевидение? Остаются ли они теми же «авторами», не ущемляются ли амбиции художника?

Первым высказался председатель жюри Карен Шахназаров, и это неслучайно: в разработку запущен его сериал «Анна Каренина», Шахназаров уже объявил кастинг:

Для меня сериалы – это что-то новое. Но «Анну Каренину» я сниму и как фильм, и как сериал. Кино превратилось в аттракцион для подростков, и неудивительно, что серьёзные режиссёры хотят обратиться к большой аудитории через телевидение. В СССР мои фильмы в прокате смотрели десятки миллионов людей, а сегодня миллион зрителей - это уже невероятный успех».


Программный директор фестиваля Стас Тыркин объяснил, почему сериалы имеют такое же право участвовать в киносмотре, как и фильмы:

Из кино ушла романная форма. Нельзя сегодня представить фильмы вроде «Лоуренса Аравийского» или даже «Английского пациента». В блокбастерах же - не драматургия, а набор приманок для зрителей. Настоящие сюжеты ушли на телевидение».

С этой позицией был радикально не согласен кинокритик Антон Долин:

Не считаю, что сериалы сегодня решают какие-то небывалые творческие задачи. Убеждён, что, скажем, «Мстители: Эра Альтрона» не хуже сериала «Во все тяжкие»... Проблема в том, что сериалы обязаны быть мейнстримом, чтобы удерживать аудиторию, поэтому неспособны на эксперименты. Один «Аватар» дал больше для развития кино, чем все сериалы «Эйч-Би-Оу» за последние 10 лет. А то, что кино считается аттракционом, - так ещё в 1976 году оно стало им считаться, когда вышли «Челюсти» Спилберга, а вслед за ними и «Звёздные войны».

Режиссёр фильма «Комбинат Надежда» Наталья Мещанинова только попробовала силы в работе для телевидения, сняв сериал «Красные браслеты» о больничной жизни тяжело больных детей. По её опыту, режиссёрам с авторской позицией на ТВ всё же могут давать свободу:

Когда снимала «Красные браслеты», не было давления продюсеров и других ужасов телевидения, которыми меня пугали. У меня полное ощущение, что это авторский проект. То же было и со «Школой» Германики, когда нам почему-то позволяли на площадке настоящее хулиганство».

Фестиваль кинодебютов «Движение» в Омске проходит с 22 по 26 апреля. Его конкурсная программа полностью составлена из премьер, а в центре внимания - работы начинающих кинематографистов, которые могут стать лицом индустрии в обозримом будущем. Со всеми новостями смотра вы можете ознакомиться в специальном сюжете.

Репортаж «Индустрии кино» с кинофестиваля «Движение»

Your browser doesnt support HTML5 video.

Карен Шахназаров, Наталья Мещанинова
1291 просмотров
0 комментариев

Свежие новости

Все новости

Популярные материалы

Все популярные

Подборки

Все подборки

Новые трейлеры

Все новые трейлеры