«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» — рецензия Фильм Про

Зрители нового блокбастера о супергероях делятся на две части. Первая – фанаты комиксов, для которых в конфликте Супермена и Бэтмена нет ничего странного, которые знают всех остальных персонажей и, в общем, представляют себе и форму, и содержание этой картины. Кроме того, они в курсе, что это продолжение фильма «Человек из стали», главным героем которого был Супермен. Вторая часть аудитории, гораздо более многочисленная, знает Бэтмена и Супермена по старым фильмам, в курсе, что в этот раз Бэтмена играет Бен Аффлек, но вообще не очень понимает, с какой стати они оказались в одном фильме. Для них, в основном, и написан этот текст.

Иллюстрации, доступные до премьеры фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», не позволяют будущим зрителям понять, каким будет сюжет. Не будем лишать их поводов для удивления


Так, начало фильма может показаться несколько странным: жуткие взрывы сотрясают мегаполис, над зданиями летают огромные объекты, явно инопланетного происхождения, а человек с лицом Бена Аффлека (все знают, что он – это Брюс Уэйн, он же Бэтмен) с ужасом взирает на то, как в результате страшной битвы гибнут мирные люди. Взгляд на сражение со стороны, как бы «снизу» - один из лучших моментов фильма, да и вообще, почему-то создатели картины лучшие сцены вставили именно в начало.

Потом Бэтмен понимает, что это Супермен опять «спасал мир», погубив в результате самых обычных горожан, и тогда Бэтмен решает, что Супермена нужно уничтожить. Он неподконтролен и слишком опасен, его «божественная» мощь опасна для всего мира. Бэтмен, правда, тоже неподконтролен, но он, как ему кажется, действует более точечно, поэтому от его действий невиновные не страдают. С этого момента Бэтмен негласно объявляет Супермену войну, к которой он подготовится очень тщательно. Супермен же в это время наслаждается романом со своей девушкой, с которой они оба работают в местной газете, время от времени спасая котят и симпатичных девушек от всевозможных бедствий, не замечая, что не только Бэтмен, но и другие жители мегаполиса, включая правительство, начинают относиться к нему с опаской. В этой истории есть и третий герой, молодой гений Лекс Лютор, который очень интересуется оригинальными научными разработками и никак не может пройти мимо обломков инопланетного корабля.

Трейлер фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Что произойдёт дальше, в общем, понятно с первых кадров, поэтому обратим внимание только на ряд моментов, важных для тех, кто не является фанатом DC Comics, по мотивам «вселенной» которых снят фильм. Пожалуй, важнейший из них – образ Бэтмена, один из самых популярных и при этом регулярно меняющийся до неузнаваемости в современной кинематографической поп-культуре. Мы за последние тридцать лет видели в этой роли и Китона, и Килмера, и Клуни, и Бэйла, разница между ними была – куда там Бонду. Совершенно непохожие люди с разными комплексами. Бэтмен Аффлека выделяется среди них, например, невероятной мускулатурой, которая выглядит несколько комично, и полным отсутствием щеголеватой элегантности, характерной для миллиардера Брюса Уэйна.

Но некоторые его особенности очень интересны. Скажем, вряд ли кто-то из предыдущих Бэтменов мог серьёзно сказать своему другу и слуге Альфреду: «Мы – преступники, и всегда ими были». Этот Бэтмен – самый мрачный и депрессивный среди всех названных «вариаций». Есть сцена, в которой он со страхом и ненавистью смотрит на свой костюм, не решаясь его надеть, но мотив повисает в воздухе, остаётся без разработки. Ночные кошмары Бэтмена – едва ли не лучшие моменты фильма, и если бы режиссёр Зак Снайдер был более радикальным автором, он бы снял весь фильм как один сплошной кошмар Бэтмена, блуждающего между сном и явью, и тогда вычурные цитаты из Тарковского были бы лучше вписаны в контекст.

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Видео со съёмок

Аффлек с трудом успевает отыгрывать все возможности, которые заложены в его персонаже: темп фильма слишком быстр, психологизму тут места мало. В результате гораздо ярче смотрится Альфред в исполнении Джереми Айронса, подлинной находки для этой роли. В жизни Айронс почти на четверть века старше Аффлека, но в фильме он показывают такую хорошую форму, что они выглядят почти ровесниками. Его герой не просто слуга, который отчасти заменяет Бэтмену отца. Он – близкий друг, несколько ревнивый, язвительный, но любящий, боготворящий Бэтмена. Айронс даже вводит один неожиданный аспект их отношений, который тем более заметен, что яркой femme fatale для Бэтмена в этот раз не будет – это тоже странно, потому что Бэтмен – персонаж нуара, ему femme fatale положена по статусу. А образ отца здесь в принципе подменили образом убитой вместе с ним матери Брюса Уэйна Марты, которая, кажется, впервые в киносерии о Бэтмене вышла на первый план. Этому есть объяснение в сюжете, но сам факт вполне примечателен.

Фото со съёмок фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Здесь видно, что на самом деле мускулатура у Аффлека не такая устрашающая, как в кадре прокатной версии


Что касается других актёров, следует отметить Джесси Айзенберга, выдающийся талант которого не позволяет ему сыграть плохо. При том, что Лекс Лютор в сюжете представлен очень сумбурно, его суперзлодейство приходится принимать, скорее, как данность (или как неизбежное следствие высокого интеллекта, к которому американцы относятся с подозрением). Айзенберг не делает его харизматичным, но Лютор не вызывает и ненависти, актёр просто показывает самый высокий уровень ремесла среди своих коллег по фильму, и это вызывает уважение, потому что вся линия Супермена вообще мало располагает к харизматике и актёрскому ремеслу, это было заметно уже в «Человеке из стали».

Наконец, стоит упомянуть, что Снайдер вводит в повествование дискурс античного Олимпа, предлагая сопоставить фабулу фильма не только с греческой трагедией, но и с самим принципом мифологического дробления на богов, героев и смертных, в результате чего в фильме поднимается вопрос об идентификации каждого действующего лица в рамках этой системы, но об этом можно будет более подробно поговорить, когда все посмотрят фильм и можно будет не бояться «спойлеров». Но Снайдера роднит с Софоклом только то, что у них по три основных актёра, в то время как пафос Снайдера, по ряду причин, вызывает больше смеха, чем ужаса и сострадания, характерных для трагедии. Дерзновение Снайдера – это, конечно, смелость Икара, безрассудство которого осталось в веках. Здесь это вряд ли произойдёт, но в этом контексте смотреть фильм, пожалуй, становится даже интереснее.

Сергей Сычёв