«Орда» — рецензия Фильм Про

Те, кто ожидает увидеть исторический блокбастер, будут очень удивлены, потому что «Орда» — куда сложнее и интереснее. Исторический фон становится лишь поводом заговорить о внутренней борьбе человека — в мире, который живёт по своим, особым законам. В мире, который пытается вторгнуться в личность и разрушить её, сделав её лишь частью роя, толпы, орды.


В облачении святитель Алексий будет недолго


Святитель Алексий срочно вызван в столицу Орды  — легендарный город Сарай: мать правящего хана Тайдула ослепла, и исцелить её никто не в состоянии. Все врачи и колдуны оказались бессильны перед её загадочной болезнью. Чтобы Алексий думал быстрее, хан грозит разорительным набегом на Московское княжество. Чтобы спасти свой народ, Алексий вместе со своим келейником отправляется в путь, но излечить ханшу он особенно не рассчитывает. XIV век разворачивается на их пути во всей своей красе: здесь царствуют жестокость, коварство, трусость и разбой. Этот мир полностью враждебен человеку в одеянии митрополита.


Информации об этом проекте до самой его премьеры на Московском кинофестивале почти не было, что странно для проекта с бюджетом в $12 млн. В результате он стал для киносообщества и зрителей полной неожиданностью и уже вызвал многочисленные споры, каких прежде не было ни у одного фильма режиссёра Андрея Прошкина.

Новый пример перевоплощения Андрея Панина


</div>

Ничто не предвещало фильма «Орда». Андрей Прошкин уже давно считается известным режиссёром, он председатель правления Киносоюза и обладатель ряда наград, но прежде он занимался довольно камерными проектами, среди которых история о беспризорниках «Спартак и Калашников», молодёжная драма «Игры мотыльков», драма «Апельсиновый сок». Все эти фильмы были приняты фестивальным зрителем, но прокат у них был вялый. Прошкин делал ставку на психологизм, и его герои всегда одиноки, несчастны, и пряников на них, по выражению Окуджавы, всегда не хватает. Несколько снятых фильмов дали Прошкину очень ценный опыт. Он успел поработать с талантливейшими актёрами и некоторых из них (Александра Яценко, Андрея Панина, Виталия Хаева) он пригласил в «Орду». У Прошкина хороший опыт работы с не простыми для постановки сценариями — в частности, «Миннесота» был поставлен по сценарию Александра Миндадзе, одному из сложнейших наших сценаристов. К фильму «Орда» по сценарию Юрия Арабова Прошкин был вполне профессионально готов. Для создания декораций он позвал Сергея Февралёва, художника-постановщика, чью работу совсем недавно можно было оценить в «Белом тигре» Шахназарова.


Прошкин привёл с собой на проект своего постоянного оператора Юрия Райского, хотя до этого у него была возможность посотрудничать на «Апельсиновом соке» с Вадимом Юсовым, оператором Андрея Тарковского.

На роль святителя Алексия Прошкин пригласил Максима Суханова, и расчёт был очень точным. По мысли Арабова, фигура Алексия должна была появиться в фильме не сразу и как бы издалека. Но зато потом эта фигура должна была втянуть в себя весь тот мир, частью которого она являлась. Втянуть(ся), преобразить(ся) и изменить(ся). Актёр Максим Суханов, одновременно интеллектуал и мистик, идеально для этого подходит. Он мгновенно притягивает к себе внимание, завораживает своей харизмой, напряжённым взглядом, «неправильным» произношением, мощной фигурой. Зритель не может не поддаться этому жутковатому обаянию, отрицательному и положительному одновременно, и начинает смотреть на происходящее в фильме через фигуру, воплощаемую Сухановым. Это неизбежно для любого фильма, где играет Суханов, будь то «Страна глухих», «Мишень» или «Борис Годунов», и режиссёр может либо бороться с харизмой Суханова, либо использовать её, «отпустив» её силу в правильно выстроенное русло.


Фрагмент фильма «Борис Годунов» Владимира Мирзоева. В главной роли Максим Суханов. Здесь, в отличие от трейлера фильма «Орда», можно оценить мастерство актёра в изображении трагической личности



Митрополит Алексий. Житийная икона школы Дионисия


Прошкин выбрал второй метод, и Суханов под личиной святителя Алексия прошёл весь тернистый путь от оболочки человека, облечённого властью и почестями, через унижение и лишения к полному духовному освобождению. Фон XIV столетия стал для этого отличной возможностью, а житийное повествование об исцелении Тайдулы приобрело совершенно новый ракурс. Арабов, как всегда, выводит разговор из социальной плоскости в психологическую, а значит, нужно следить за Алексием. Происходящее в фильме измеряется только этим героем, и на основании происходящего жанр «Орды» правильнее всего определить как «трагедия» — по масштабу и настроению фильма. Трагедия борьбы внутри отдельного человека начинается с его одиночества в Московском княжестве и длится через неудавшееся исцеление лошади к полной богооставленности. На её фоне меркнут житейские мелочи, и уже не так важно, исцелится Тайдула или нет, потому что духовное исцеление самого Алексия куда важнее. Чудо, как не раз доказывал Арабов, заключается не в том, чтобы сделать фокус (фокусы как раз в фильме жестоко разоблачаются), а в том, чтобы найти истинного себя, высветить свой внутренний путь и идти по нему. А это уже подвиг.


Повествование выстроено таким образом, чтобы зрителю пришлось потрудиться при просмотре, а не просто созерцать исторический фильм о русском святом. Начать с того, что в Орде все говорят на своих языках, а значит — чаще всего не по-русски. Придётся читать субтитры и при этом узнавать законы чужого, древнего, азиатского микросообщества, которое представляла собой столица Орды. О многом придётся догадываться по намёкам. Например, святитель Алексий — интеллигент и аристократ, который владеет не одним языком, знаком как с русскими, так и с ордынскими политиками, хорошо образован и воспитан. Но этот момент в фильме не педалируется, и чтобы его отметить, нужно быть очень внимательным зрителем. Из школьного курса истории известно, что святитель Алексий был одной из важнейших политических фигур того времени. Он не раз бывал в Орде, хорошо знал Тайдулу и её мужа Узбека, а также, впоследствии, их детей и внуков. Алексий происходил из знатного боярского рода, ездил с дипломатической миссией в Константинополь, долгое время был фактическим правителем Московского княжества. Все эти детали в фильме опущены, перед нами — молчаливый и умный митрополит, который оказался в Сарае, как на мытарстве, беззащитен, гол перед судом своей совести.


Для съёмок было специально изготовлено свыше 3000 предметов реквизита и свыше 4000 предметов одежды (на создание последних пошло около 4000 метров ткани).

Трейлер фильма «Орда»



К фильму после его премьеры на Московском кинофестивале часто звучали претензии в том, что он, якобы, является пропагандой Православия, что весьма странно, учитывая, что Юрий Арабов и Максим Суханов имеют о религиозной жизни человека очень специфическое и никак не классическое православное представление (см. сценарии Юрия Арабова к фильмам Александра Сокурова, его интервью нам и интервью Максима Суханова, данное нам после премьеры «Орды»), что доказывают и сам фильм. Другая претензия, более обоснованная, — в самом исполнителе главной роли, потому что если у зрителя иммунитет к харизме этого актёра, то для него «Орда» будет лишь историческим полотном, которое претендует не на достоверность, а на атмосферность.


За роль ханши актриса Роза Хайруллина получила приз «Золотой Георгий» за лучшую женскую роль на ММКФ.

При всей своей идеологической уязвимости (Юрий Арабов, впрочем, постоянно делает её своим козырем, как будто нарочно провоцируя общество), «Орда» оказывается одним из самых серьёзных и масштабных российских проектов, созданных на историческом материале.