«Дивергент, глава 3: За стеной» — рецензия Фильм Про

Продолжение научно-фантастического постапокалиптического боевика-антиутопии наконец-то «выпустит» зрителя за пределы маленького ареала, где фракции людей с разными предрасположенностями уже давно воюют друг с другом.

Это - Трис, которая против того, чтобы делить людей на касты. Таких, как она, зовут дивергентами


Если вы не смотрели первые две части фильма и не читали бестселлеры, по которым его снимают, вы вряд ли поймёте, что происходит на экране. Но если вкратце, то население Чикаго будущего поделено на пять фракций: «Эрудиция», «Дружелюбие», «Искренность», «Отречение» и «Бесстрашие». Каждый родившийся в городе сразу определяется по своим склонностям в одну из фракций, где у него воспитываются определённые черты поведения. Однако есть люди, которые рождаются без определённого уклона и могут быть какими угодно. Таких называют дивергентами, и один из них, юная Трис, устроила в Чикаго восстание, свергла существующую власть, инициировала гражданскую войну. А теперь она и её друзья решили отправиться за пределы Чикаго в расчете на то, что там есть другая жизнь, где людей не делят на касты.

Дальше содержание рассказывать не хочется, хотя трейлер фильма и многочисленные описания в интернете не стесняются делать это, опираясь на то, что книги с этим сюжетом давно уже изданы и никакого секрета быть не может. Однако на это можно справедливо заметить, что кинозритель серию о дивергенте Трис читать вовсе не обязан и имеет право на сюрприз.

Трейлер фильма «Дивергент, глава 3: За стеной»

Чем пересказывать сюжет, лучше вновь отметить, что все американские фантастические блокбастеры за последнее время проводят одну и ту же мысль: любая политическая и общественная система, какой бы совершенной она ни казалась, при внимательном взгляде обнаруживает такую изнанку, что остается только один выход – бескомпромиссный бунт. Или, если говорить иначе, подлинная демократия – это демократия анархическая и индивидуалистическая, где каждая личность сама присваивает себе право решать, как жить и с кем дружить. А любая система – это мираж, обман и насилие. Конечно, не нужно ходить далеко, чтобы понять, откуда у этой идеи растут ноги: все современные sci-fi блокбастеры породила «Матрица», фильм, воспитавший подсознательное гражданское неповиновение у целого поколения западных людей. Вульгарно истолкованная буддийская идея об иллюзорности мира и необходимости трансгрессии стала мировоззрением, в котором мы сами вряд ли отдаёт себе отчёт.

Трейлер фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2»

Мировоззрением инфантильным, но таким, с которым стоит считаться. Потому что во всех фильмах такого рода есть «взрослые», которые ради контроля над обществом готовы на любые подлоги, прикрываемые красивыми словами. Они могут долго размышлять вслух об общественном благе, о необходимых жертвах и прекрасных целях, которые вот-вот будут достигнуты. Но «дети» не просто бунтуют, в своей ярости они уничтожают «взрослых», захватывая власть, что рождает новые и новые трагедии, но в итоге они всё равно убеждены, что «что-то изменилось». В этом пафос фильмов, в этом опасность, но в этом и диагноз современности.

Трейлер фильма «Элизиум»

XXI век заставляет нас понять, что государство морально устарело как форма устройства общества, потому что воспитанное в новых культурных традициях поколение не принимает методов легитимного насилия, без которых государство не может существовать. Не желает слышать ложь, необходимую для установления порядка и спокойствия. Это поколение требует правды, действия, свободы, равенства, братства, а поскольку оно не знает, как всё это устроить, оно вершит революционный террор, после чего, отчаявшись, замыкается в себе.

Трейлер фильма «Игра Эндера»

Эти фантастические фильмы, как и серия о дивергенте Трис – сигнал тревоги, который подаётся через Голливуд всему миру. Объяснение того, почему дети из благополучных семей вдруг вступают в тоталитарные и террористические организации, либо начинают отстреливать друг друга в школах, либо целиком уходить в виртуальные миры, где, кстати, демократии очень мало, так как она быстро упирается в ограниченный набор незыблемых законов игрового пространства. «Дивергент» - это крик о помощи в пространство, в котором некому на этот крик ответить. Но крик этот становится всё громче, и игнорировать его уже невозможно.

Трейлер фильма «Зверополис». Это то же самое, но сделанное для маленьких зрителей

Сергей Сычёв