Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Фильм Про. Азбука. Антигерой

Словарь самых нужных кинотерминов

Вы смотрите фильм и быстро понимаете, что протагонист - человек с множеством недостатков. Попросту говоря, негодяй. Но почему-то хочется следить за его приключениями и дальше, желая, чтобы даже в самых бесчеловечных авантюрах ему сопутствовала удача. Значит, он - идеальный антигерой.

Фильм Про. Азбука. Антигерой

Фильм Про. Азбука. Антигерой

Антигерой - главный персонаж истории, которому чужды стереотипные качества Героя в изначальном, древнегреческом понимании: сильного предводителя, великого воина, благородного идеалиста, победителя. Наоборот, антигерой подвержен многим порокам, а поступки неоднозначны или прямо осуждаются моралью и законом. Но именно его противостояние обществу становится в центре истории, позволяя лучше рассказать скорее о социальных или психологических проблемах, нежели о перерождении персонажа.

Современная традиция антигероя началась с Дон Кихота и Фальстафа, нелепых в глазах общества, и мрачной истории доктора Фауста. Классический антигерой с конца XVIII века - обаятельный мошенник (Чичиков, Остап Бендер), наследник трикстеров вроде Тиля Уленшпигеля. Другой тип развился из романтического образа непонятого героя-одиночки, это разочарованный, уставший от жизни человек, страдающий чувственным или умственным бессилием. Постоянная рефлексия мешает раскрыть его часто недюжинный потенциал. В русской литературе это «лишний человек»: Онегин, Печорин, Обломов, Раскольников - и далее вплоть до пьющего географа Служкина. Иного антигероя вывел Салтыков-Щедрин, который препарировал тёмную душу Иудушки Головлёва в поисках предела нравственного падения. Типичные купринские образы - офицеры, люмпены и проститутки - по-газетному беспристрастны, они привлекали внимание к социальным проблемам.

В ХХ веке еще острее стали темы одиночества, изоляции личности, отчаяния и бессмысленности существования, возможности морального выбора, лицемерия и болезни общества. Антигерои стали повсеместны и разнообразны - это и Передонов из «Мелкого Беса», персонажи Миллера, Сартра и Ремарка, битников и Хантера Томпсона (вернее, сам Томпсон). Их девиантное поведение - ответ на безумие вокруг, и неспроста такое внимание уделяется психическим расстройствам, алкоголизму и наркомании. Если героя истории обстоятельства заставляют измениться, чтобы, перерождённый, он добился победы, то антигерой через невзгоды проходит неизменным. И потому обречен на страдания и смерть, а его замыслы - на неудачу, он жертва, хоть и не всегда вызывающая сочувствие.

Антигерои обширно представлены в творчестве Квентина Тарантино. В «Криминальном чтиве», например, этому званию соответствуют персонажи практически всех новелл: гангстеры, наркоманы, драгдилеры, грабители - все они очень обаятельны, но ни с одним из них в жизни лучше бы никогда не встречаться.

Трейлер фильма «Криминальное чтиво»

Упомянутый выше географ Служкин воплощён на экране в экранизации романа «Географ глобус пропил», хотя именно в фильме он иногда ведёт себя чуть более героически, чем это описал самоироничный Алексей Иванов в своей автобиографической книге.

Трейлер фильма «Географ глобус пропил»

Стив Джобс в одноимённом фильме - тоже пример антигероя. Человек, разрушивший свою семью, предавший друзей, обманувший деловых партнёров, создавший образ идеальной компании с идеальной продукцией, наконец, закомплексованный эгоист-интраверт - Стив Джобс при этом покоряет своей харизмой, и если продукцию Apple после этого хочется выбросить в окно, то портрет создателя этой компании хочется поставить у себя дома. Но только чтобы на портрете вместо Джобса был исполнитель его роли в фильме Майкл Фассбендер.

Трейлер фильма «Стив Джобс»


Текст написан в соавторстве с Кириллом Шамсутдиновым
Криминальное чтиво, Географ глобус пропил, 12 стульев, Стив Джобс
Майкл Фассбендер

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100