Фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Снят одним кадром, как и большинство фильмов в то время
Кадр в первом значении относится к основным единицам киноязыка, включающим также план, ракурс и т.д. Любой анализ кинопроизведения начинается с того, что именно и почему находится в данный момент в рамке кадра, после чего зритель начинает размышлять о том, как элементы изображения внутри кадра меняются (или не меняются) в соответствии с замыслом автора. Практически все иллюстрации о кино, не считая рекламной продукции, представляют собой единичные кадры из фильмов, позволяющие оценить мастерство режиссёра и оператора. Когда телевидение стало конкурировать с кино, Голливуд ответил на это увеличением ширины кадра. Фильм «Как выйти замуж за миллионера» – одна из первых картин с соотношением сторон кадра 2,35:1.
Кадр из фильма «Как выйти замуж за миллионера»
Периодически кинематографисты пытаются снять фильм одним кадром, без монтажных склеек, или, по крайней мере, имитировать их отсутствие. «Русский ковчег» - среди самых заметных таких попыток. Сложнейшим маршрутом камера проехала по всему Эрмитажу и зафиксировала ряд игровых сцен, которые за счёт одного кадра воспринимаются как единое повествование.
Трейлер фильма «Русский ковчег»