Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Матрица», «Молох», «С широко закрытыми глазами» и другие легендарные фильмы 1999 года

«Фильм Про. Хрестоматия». Главные кинопроизведения кинематографа

1999 год оказался необычайно плодотворным. Просто вспомним эти названия: «Догма», «Карты, деньги, два ствола», «Красота по-американски», «Кикуджиро», «Девушка на мосту», «Бойцовский клуб», «Американский пирог», «Быть Джоном Малковичем», «Всё о моей матери», «Тонкая красная линия», «Магнолия», «8 ½ долларов», «Зелёный слоник», Buena Vista Social Club, «Экзистенция», «Человек на луне». Мы же расскажем о фильмах, которые оказались ярче всех.

«Матрица», «Молох», «С широко закрытыми глазами» и другие легендарные фильмы 1999 года

«Матрица», «Молох», «С широко закрытыми глазами» и другие легендарные фильмы 1999 года

«МАТРИЦА»
1999 год положил начало целому ряду трендов и культов кинематографа. «Матрица» братьев Вачовски – возможно, один из лучших примеров. Дело даже не в том, что после этой картины возобновилась мода на фантастические боевики. И не в том, что съёмка экшн-сцен в ультразамедленном режиме стала распространённым явлением. Славу «Матрице» принесла её идея, пусть и не самая оригинальная, но завёрнутая в беспрецедентно красивую упаковку: мир – сон, из которого нужно вырваться, хотя для этого нужно понять, что мир – иллюзия, освободиться и уничтожить эту иллюзию. Возраст этой идеи составляет не одну тысячу лет, но именно слово «матрица» с 1999 года стало нарицательным, когда человек говорит об иллюзорности чувственного мира.

Трейлер фильма «Матрица»

«ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ЭПИЗОД I - СКРЫТАЯ УГРОЗА»
Если культ «Матрицы» в 1999 году начался, то культ «Звёздных войн» был уже давно оформлен и кодифицирован. Джордж Лукас на базе своей трилогии выстроил целую индустрию развлечений, куда входили игрушки, компьютерные игры, книги, комиксы и многое другое. Но когда Лукас лично решил «вернуться» к началу фабулы «Звёздных войн», придумав предысторию для войны Империи и повстанцев, огромная армия фанатов «Звёздных войн» встревожилась. Многие из них категорически не приняли и не принимают до сих пор «Скрытую угрозу» и два последовавших продолжения, считая их неудачными и чисто коммерческими продуктами. Однако Лукас утверждал, что только сейчас технологии позволили ему воплотить на экране то, что он задумал ещё в семидесятые. Нарушая неписанные законы кинематографа, он даже перемонтировал «каноническую» трилогию, объединив её с новой. У культа «Звёздных войн» начался новый виток.

Трейлер фильма «Звёздные войны: Эпизод I - Скрытая угроза»

«С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ»
Стэнли Кубрик никогда не достигал такой популярности, как Лукас. Но к моменту своей последней картины «С широко закрытыми глазами» он был автором как минимум нескольких картин, которые вполне соответствуют статусу культовых. Причём у разных фильмов – разные поклонники, и очень мало зрителей, которые высоко ценят творчество Кубрика целиком. «С широко закрытыми глазами» стал одним из популярнейших фильмов Кубрика, но остаётся и самым загадочных среди них. «У каждого человека есть своё место, а в остальные лучше не соваться», - так можно было бы трактовать идею картины… если бы не было тысячи других трактовок, которые появляются и до сих пор. Значит, фильм живёт. И у него, кстати, есть свой культ.

Трейлер фильма «С широко закрытыми глазами»

«МОЙ ЛУЧШИЙ ВРАГ - КЛАУС КИНСКИ»
Клаус Кински построил культ самого себя и всю жизнь служил этому культу, становясь кошмаром для окружающих. Гениальный актёр, с которым не то, что работать, но даже общаться временами невозможно. Но было в его жизни нечто большее, чем его культ, - его сотворчество с Вернером Херцогом. Вместе, ненавидя друг друга и любя, они создали несколько удивительных фильмов. И теперь, после смерти Кински, Херцог снял картину «Мой лучший враг», чтобы отдать должное этому странному человеку. А заодно рассказать и о своих странностях. Безусловно, это один из замечательнейших документальных фильмов 1999 года.

Клаус Кински и Вернер Херцог в фильме «Мой лучший враг – Клаус Кински»


«МОЛОХ»
С этой картины начинается тетралогия Александра Сокурова о людях, которые сами сделали себя культовыми фигурами, а потом понесли за это наказание в виде полного и необратимого одиночества, ведущего к саморазрушению. Главный герой «Молоха» - Адольф Гитлер, но Сокуров предпочитает говорить о нём опосредованно, через образ его жены Евы Браун. Перед нами – одни сутки их совместной жизни, и Гитлер представлен, с помощью ряда отталкивающих метафор, копошащимся ничтожеством, в котором от прославляемого народом фюрера ничего нет. Мир «Молоха», как и мир других картин Сокурова, ирреален, он населён призраками, окутан туманом, в нём всё происходит неявно, как бы во сне. Это демифологизация через другой миф, творимый режиссёром-философом.

Леонид Мозговой и Елена Руфанова в фильме «Молох»


«ЮХА»
Фильм Аки Каурисмяки «Юха» предвосхитил моду на немое кино, вернувшуюся в XXI веке. Чёрно-белое кино своей пластикой и эстетикой не переставало привлекать режиссёров, а о возможностях немого кино зритель успел подзабыть. Каурисмяки возвращает «великому немому» его свежесть и трагизм. История Юхи, жена которого сбежала с бонвиваном и угодила в бордель, рассказана языком, оказавшимся не только не устаревшим, но даже более выразительным, чем современные голливудские средства киноречи. Просто потому, что их стало слишком много, и за спецэффектами и DOLBY-звуком зритель потерял способность сочувствовать. Каурисмяки выбирает другой путь – и выигрывает. Кинематографисты следующего тысячелетия этот урок выучат как следует.

Сакари Куосманен и Кати Оутинен в фильме «Юха»


«РОЗЕТТА»
Нарочитый документализм, введённый в моду манифестом «Догма 95», не дал ничего нового братьям Дарденн, бельгийцам, которые и так соответствовали всем принципам этого манифеста, но делать это начали раньше, чем он появился. Большие трагедии маленьких людей, показанные самыми скромными средствами, лишённые излишнего мелодраматизма, - вот ещё один действенный ответ голливудской искусственности, дискредитации действительности. Рассказ о злоключениях Розетты, снятый ручной камерой, получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, и эпигоны дарденновского стиля не замедлили себя ждать. Кинематограф захлестнула волна сурового социального кино, где нет однозначно положительных героев, но есть гуманистический пафос классической литературы. Дарденны стали символом. Хотя и никогда не согласились бы стать культом.

Эмили Декьенн в фильме «Розетта»


«ВЕДЬМА ИЗ БЛЭР: КУРСОВАЯ С ТОГО СВЕТА»
Жанр мокьюментари в фильме «Ведьма из Блэр» нашёл необычное воплощение. Эта картина имитирует направление found footage, то есть она как бы смонтирована из якобы найденных старых видеозаписей. Это рассказ, как увлёкшиеся фольклором студенты отправились искать ведьму и бесследно сгинули, но перед этим успели снять на свою камеру что-то жуткое. Когда фильм только готовился к выходу, делалось всё, чтобы зритель думал, будто это действительно документальное кино. Несмотря на то, что секрет был раскрыт довольно быстро, сама идея снимать фильмы ужасов так, имитируя любительскую съёмку и таким образом делая бюджет фильма близким к нулю, получила в следующем веке широкое распространение. А жанр мокьюментари пополнился ещё одним замечательным представителем. К слову, фильм и вправду получился страшным. Настоящая курсовая с того света.

Хезер Донахью в фильме «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

Матрица, С широко закрытыми глазами, Ведьма из Блэр: Курсовая с того света, Юха, Розетта, Звёздные войны: Эпизод I - Скрытая угроза
Александр Сокуров, Люк Дарденн, Вернер Херцог, Лана Вачовски, Джордж Лукас, Клаус Кински, Стэнли Кубрик, Аки Каурисмяки

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100