Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Вечерний Берлин. Потерявшись в электрических облаках

Выпуск №6

Произошло одно из важнейших для нас событий Берлинале-2015. Состоялась премьера нового фильма Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», и очевидно, что это на данный момент очевидный претендент на призы фестиваля, вплоть до главного. Фильм о «лишних людях», как формулирует это сам Герман, оказался фильмом о всех и для всех.

Вечерний Берлин. Потерявшись в электрических облаках

Вечерний Берлин. Потерявшись в электрических облаках

Подробнее о фильме мы отдельно написали в небольшом отзыве. Пока же несколько любопытных подробностей. Фильм состоит из семи сюжетных линий, каждая из которых посвящена отдельному персонажу. Линии почти не пересекаются, но место действия одно и то же, вокруг недостроенной высотки. Фильм снимался 5 лет. Герман задействовал в нём актёров театра, не игравших прежде в кино, и даже одного настоящего певца-иностранца. Вот некоторые мысли Германа о его фильме:

«Время в стране живёт не от А к Б, а от Б к А, потом налево, направо, - комментировал свой фильм Герман берлинским журналистам. - Мы не можем говорить о будущем без прошлого, потому что это как круги на воде. Сейчас все любят простое, а я люблю сложное. Мы пытались выдумать 3D-драматургию, чтобы рассмотреть события с разных сторон. Если хочешь рассмотреть футбольный матч, тебе нужно смотреть на поле с разных сторон. Нет никакого особого замысла в делении фильма на части. Это не 7 дней творения. Просто несколько героев. Мы искали тех, кто непохож на актеров. Людей с внутренней энергией. Находили их по-разному. Мы сидели в Одессе, искали человека на роль архитектора. Неожиданно я увидел фото, мне сказали, что это музыкант. Мальчик в фильме, еврей, - музыкант, а не актёр. Виктория Короткова работает в кукольном театре. Мы очень долго делали фильм. За это время много случилось. Ленина у нас, например, украли. В смысле – пенопластовый его бюст, который появляется в кадре. Мы его долго искали, потом нашли на каком-то участке, и владелец участка сказал, что все это чтобы спасти Ленина. Россия покрыта сумраком непонимания самой себя. Через сто лет Россия снова пытается нащупать свой путь. Мы говорим о невероятной распятости между гуманизмом и жестокостью, попыткой что-то сделать и коррупцией. Со времён Толстого и Достоевского, Чехова ничего не изменилось. Все герои фильма при всех обстоятельствах остаются приличными людьми. В этих людях есть надежда для России».

- не клон «Смерти рабочего». За три часа мы узнаем, что случилось с рабочими австрийской мануфактуры за десять лет, прошедших после её закрытия. Это кино - о горстке людей, для которых цивилизация не нашла места
Кажется, что фильм о России и для России. Герман, во всяком случае, считает, что он будет неинтересен и непонятен иностранцам – а те, напротив, приняли фильм очень тепло. После показа аплодировали, во время показа не выходили (для сравнения: с показа Малика ушла где-то десятая часть зала). Потому что «лишние люди» есть везде, мир вообще состоит во многом из них. Об этом – потрясающий документальный австрийский фильм «Через годы», показанный публике вне конкурса. Фильм снимался десять лет. Начинается он с того, что нам показывают маленькую текстильную фабрику в городке на границе с Чехией. К 2004 году там осталось работать всего несколько человек, потому что глобализация сделала мануфактуру невыгодной. Поначалу кажется (и режиссёру, наверное, тоже казалось), что фильм будет посвящён именно этой теме: как во всём мире транснациональные корпорации уничтожают малый и средний бизнес, делают ненужными важные некогда профессии, ведут к обнищанию некогда процветающих регионов. Об этом снято много известных фильмов.
Но – нет. Потому что через год, когда автор возвращается в этот городок, фабрика уже закрыта, и ему остаётся только найти тех, кого он снимал в 2004 году. Выясняется, что с поиском работы у них туго, их квалификация теперь не нужна, а новую профессию получать поздно. Да и попросту работы во всей округе нет. На каждое место – несколько десятков желающих. Тогда начинается долгая документальная эпопея. Режиссёр каждый год снимает своих героев, фиксируя происходящие с ними перемены, а вернее – их мытарства в попытке как-то ответить на вызовы современной жизни в Европе. Кто-то из них, как секретарша начальника мануфактуры, справляется относительно легко. Кто-то опускается на социальное дно. Так, один из рабочих сидит без работы очень давно и влачит совсем нищенское существование. Он собирает банки из-под пива и сдаёт их за небольшое вознаграждение – жалкие 45 евро за раз, ниже падать некуда. В фильме много юмора, потому что больше ни на что не остаётся сил. До 2014 года режиссёр ведёт своё повествование о жизни под электрическими облаками Европы. И хочется жалеть австрийцев, потому что им тоже тяжело, даже сугробы у них зимой бывают выше наших. Плюс наводнения, ураганы. Важно, что до этих людей никому нет дела, а они всё равно осмеливаются жить. Смысл фильма, конечно, в этой страстной воле к жизни, которую никакой глобализации не победить.

Завтра нам покажут фильм о совсем другой жизни и других потребностях. Ради «Пятидесяти оттенков серого» даже будет задействован зал IMAX, чтобы зрелище получилось особенно эффектным. Посмотрим и расскажем.
Под электрическими облаками
Алексей Герман-мл.

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100