Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Несколько часов из жизни Пазолини

В Венеции показали новый фильм Абеля Феррары о великом режиссёре

Для итальянцев фильм «Пазолини» имеет особое значение. Потому что это для русских Пьер Паоло Пазолини был просто великим режиссёром, о котором у нас ещё поверхностно известно, что он был коммунист и гомосексуал. А для итальянцев, да и для всей Европы, Пазолини – это прежде всего свободный человек, который не боялся открыто говорить о том, что думал. Оттого смерть его трагична и загадочна, а память – вечна.

Несколько часов из жизни Пазолини

Несколько часов из жизни Пазолини

Дефо в роли Пазолини

Когда был объявлен конкурс 71 Венецианского кинофестиваля, Уиллема Дефо сразу стали считать главным кандидатом на приз за лучшую мужскую роль. Да и сам фильм классика американского независимого кино Абеля Феррары тоже называли в числе фаворитов. Феррара неоднократно участвовал в венецианском конкурсе (в том числе с фильмом «Отель Новая Роза», где Дефо играл одну из ролей) и получал тут призы, но не главный. Однако на этот раз тема как нельзя лучше располагает к лаврам разного рода.

Фильм «Пазолини» вызвал у фестивальной прессы неоднозначную реакцию.


Ненарративное построение фильма, о котором в самом фильме говорит главный герой, вообще никогда не было сильной стороной Феррары. В построении ассоциативного ряда он недостаточно радикален, и не случайно у него наиболее известны именно картины, построенные традиционно, но стильно: «Король Нью-Йорка», «Плохой лейтенант», «4:44 Последний день на Земле» или даже последний фильм «Добро пожаловать в Нью-Йорк». Феррара брал стилем и яркими образами, и от этого, привычного, Феррары в «Пазолини» от силы две большие сцены (дикая оргия, где под залпы салюта педерасты раз в год картинно совокупляются с лесбиянками, и убийство Пазолини, которое Феррара предлагает в качестве версии) и несколько крохотных.

Дефо в фильме «Пазолини»

В остальном же фильм похож на большой эксперимент, отчасти в стиле «вербатим». Последний день жизни режиссёра овеян многочисленными образами из его последней снятой картины «Сало, или 120 дней Содома», а также его нереализованными, но разрабатываемыми на тот момент замыслами. Центральное место здесь занимает сюжет будущего фильма Пазолини, где двое мужчин путешествуют за звездой в поисках Рая. Феррара фактически снял этот фильм за Пазолини. К этому добавлены интервью Пазолини, которые он даёт в реальном времени, его общение с близкими, и образ режиссёра дробится и множится до бесконечности.

Уиллем Дефо в кадре большую часть времени молчит или разговаривает, эта роль не нуждается в пластических возможностях актёра, которые Феррара всегда использовал максимально полно – см. Упомянутый фильм «4:44 Последний день на Земле». Между ним и ролью искусственно создана дистанция, и «Пазолини» - скорее документальное эссе о режиссёре, чем полноценный игровой фильм, какого от него ожидали.

Даволи в «Невероятных приключениях итальянцев в России»

Возможно, всё дело в том, что в разработке фильма принимали участие близкие Пазолини, в том числе его любовник, актёр Нинетто (Джованни) Даволи, известный российскому зрителю по картине «Невероятные приключения итальянцев в России». Информации оказалось слишком много, и результат эксперимента устроил не всех.

Однако итальянская критика, кажется, приняла фильм о своём любимце безоговорочно. Группе фильма устроили бурную овацию и очень благодарили авторов за эту картину. То, что фильм «Пазолини» одних приводит в восторг, а других сильно разочаровывает, - веский повод познакомиться с картиной, когда она достигнет российского проката.

Читайте также наш репортаж со встречи с авторами фильма.

Пазолини
Уиллем Дефо, Абель Феррара

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100