Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Тайны частной жизни от Ульриха Зайдля

В Венеции показали «В подвале»

Одна из самых ярких картин к середине Венецианского кинофестиваля – документальная провокация крупнейшего австрийского режиссёра Ульриха Зайдля «В подвале». Симметричная композиция, яркие цвета, пожилые герои с совсем не модельными телами – и, конечно, бездна грустного юмора и скептический взгляд на цивилизацию. Но на этом впечатления не исчерпываются.

Тайны частной жизни от Ульриха Зайдля

Тайны частной жизни от Ульриха Зайдля

Зайдль принадлежит к режиссёрам, которые создали свою планету и заняли навсегда место в сердцах зрителей. Уже не важно, в конкурсе ли показывается фильм Зайдля, есть ли у него прокатные перспективы и о чём в этот раз снял режиссёр. Его имя – это бренд, в самом лучшем смысле этого слова. Если человек говорит, что идёт «на Зайдля», можно дальше уже не спрашивать, а просто сразу идти вместе с ним. Если это первая встреча с Зайдлем, он скорее всего вас отпугнёт. Если вторая, вы удивитесь, что она так похожа на первую. На третьей встрече вы поймёте, что это уже не привязанность, а любовь, и Зайдль чётко вошёл в круг ваших жизненных интересов. Как фон Триер, как Тарантино или как Вуди Аллен.

Один из «подвалов» Ульриха Зайдля.


После своей монументальной трилогии «Рай» (вторая её часть, «Вера», получила специальный приз жюри в Венеции) Зайдль решил вспомнить, что он ещё снимает и блестящее документальное кино, которое когда-то создало ему известное на весь мир имя. И снял «В подвале». Он продолжает здесь всё тот же долгий разговор о том, что за стенами благопристойных домов Европы происходят невероятные вещи, и никто об этом даже не подозревает. А ведь именно они являются самыми главными, интимными, определяющими человека как личность, а не персону.

Кадр из фильма «Подвал».


Несколько сюжетных линий фильма рассказывают о том, что творится в подвале (в прямом смысле) и лежит в основании (игра слов, которую так любит Зайдль) отдельно взятых немолодых людей. Один из них, работающий инструктором в тире и мгновенно выхватывающий пистолет из кобуры, как в вестерне, в свободное время поёт арии из опер. Он мечтает о том, что мог бы стать известным исполнителем, если бы когда-нибудь выбрал эту стезю. Другой герой, охранник в театре, устроил для себя и своей жены в подвале настоящую камеру для сексуальных пыток. То, что с ним проделывает в кадре его жена, для людей со слабыми нервами (или без чувства юмора) может стать травматическим. Ещё один герой окружил себя головами убитых за свою жизнь животных, которых он охотно представляет зрителю, сообщая, между прочим, что он отведал мясо каждого из этих зверей, кроме бабуина. Бабуина не стал. Этому же герою посвящена ещё одна мощнейшая сцена фильма – террариум, в котором гигантский белый удав долго лежит свернувшись перед прыгающей белой мышкой, чтобы потом совершить резкий бросок. А самый провокационный герой устроил у себя в подвале нацистский музей, где собраны форма гитлеровских солдат, старое оружие, пластинки с маршами. В центре экспозиции висит огромный портрет Гитлера – «лучший из подарков, что мне подарили на свадьбу», восклицает обычный австрийский обыватель. Под этим портретом он с друзьями попивает шнапс, и вместе они поют немецкие песни.

Зайдль показывает, как поначалу кажется, вещи экстраординарные, странные, но основная его мысль в том, что это как раз нормально. Что секс, насилие, религия и другие явления тщательно маскируются цивилизацией, но на самом деле они и есть самое главное у всех нас. Просто кто-то стесняется об этом сказать, а кто-то, как натурщики Зайдля, не видит ничего предосудительного в том, чтобы рассказать о самых простых, естественных вещах. На этом фундаменте построен человек, и в этот подвал, считает Зайдль, нам зайти необходимо.
В подвале
Ульрих Зайдль

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100