Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

На ММКФ показали «Белый ягель» Владимира Тумаева

Этнографическая мелодрама участвует в основном конкурсе фестиваля

Состоялся показ первого из двух российских фильмов в конкурсе ММКФ: «Да и да» Валерии Гай Германики организаторы приберегли на последние дни фестиваля, а интригующе неизвестный «Белый ягель» поставили в середину. Картина, которой никто не ждал, прошла при полном зале и удерживала людей до конца, несмотря на то, что большую часть фильма герои говорят на ненецком языке и перемещаются из одного чума в другой.

На ММКФ показали «Белый ягель» Владимира Тумаева

На ММКФ показали «Белый ягель» Владимира Тумаева

Для Владимира Тумаева материал фильма «Белый ягель» - такая же экзотика, как и для большинства из нас. Он родился на Украине, снимал документальные и игровые фильмы, живёт в Москве, преподаёт во ВГИКе. Тем не менее, погружение его в ненецкую действительность полное, а поскольку рассказ ведётся от лица главного героя, то зритель в полной уверенности, что и фильм снят ненцем. Впрочем, на эту наживку зритель часто попадается. Скажем, те, кто не знал Алексея Федорченко-документалиста, вполне всерьёз иногда говорили о том, что он снимает фильмы о своей народности, в то время как там речь так же шла о талантливой стилизации.

Отрывок из фильма «Белый ягель»

Таких детей, как в «Нануке», в «Белом ягеле» не встретить: ненцы одеты всегда с иголочки
Антураж в фильме богатый, но не настолько экзотичный, чтобы мелодрама перестала быть мелодрамой. О ритуальном удушении оленя говорят, но не показывают. Нападение волков передано схематично, и жертвы тоже показаны как бы мельком. Герои одеты с иголочки, а женские наряды могли бы стать украшением любой выставки. Но при этом есть и оленьи стада, и сани вперемешку со снежными мотоциклами, и чумы с подробными сценами их разборки и сборки. Прекрасные виды природы, выразительные лица ненцев, их наивная первобытная культура заставляют влюбиться в этот народ, чтобы в полной мере сопереживать рассказанной истории.

Сюжет же здесь выстроен очень точно, повторяя, как говорят, повесть ненецкой писательницы Анны Неркаги. Мальчик и девочка когда-то поклялись в верности друг другу. Прошло время, девочка давно уехала к цивилизации, мальчик превратился в мужчину и должен жениться на нелюбимой, чтобы мать не расстраивалась. Живёт он с чужим человеком в своём чуме, и нравится он своей жене, а подойти к ней не может. Бережёт своё чувство. Тут возвращается к ним в кочевье та самая девушка, и парень счастлив: теперь у него будет настоящая семья, а не фиктивная. Дальше будет ряд вполне предсказуемых, но от того не менее трогательных сцен, которые будут относиться не только к этому треугольнику, но и к другим обитателям кочевья. Здесь пройдёт красной нитью обязательная идея о том, как пагубно действует на ненцев цивилизация, как она развращает их, обворовывает, спаивает, и как в выборе самобытного пути они только и могут найти свой путь. Впрочем, зрителей на этом фильме будут занимать скорее чувства главных героев, чем политические и культурные аспекты. При всех своих многочисленных социальных выпадах, фильм всё же остаётся зрительской мелодрамой, которую нужно смотреть с субтитрами и в кино.
Белый ягель
Владимир Тумаев

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100