Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Путеводитель по спецэффектам фильма «Метро»

Разбираем зрелищные сцены отечественного фильма в жанре катастрофы

На экраны российских кинотеатров вышел первый за многие годы отечественный фильм, снятый в жанре катастрофы. Картина «Метро» Антона Мегердичева удостоилась тёплого приёма не только со стороны прессы, но и российских зрителей. Многие из тех, кто посмотрел фильм, отметили яркие и убедительные работы главных актёров, а также высокий технический уровень самой постановки. Визуальные эффекты в ленте Антона Мегердичева - не главная, но важная часть самой истории. Мы разобрали несколько наиболее зрелищных сцен, которые не оставит без внимания ни один зритель.

Путеводитель по спецэффектам фильма «Метро»

Путеводитель по спецэффектам фильма «Метро»

Концепт-проект декорации тоннеля, сделанный Павлом Новиковым


Зрители любят фильмы-катастрофы, поэтому кинематографисты довольно часто снимают остросюжетные ленты о простых людях, которые противостоят явлениям природы и проявляют чудеса героизма во время чрезвычайно опасных ситуаций или же справляются с последствиями техногенных аварий. Голливуд, как кинофабрика развлечений №1 в мире, проявил себя в этом жанре ярче и громче всех, если обращать внимание на кассовые сборы. Но и в нашей стране были сняты несколько примечательных фильмов, заслуживших признание отечественных зрителей. Например,«Экипаж» (1979), «Поезд вне расписания» (1985) и «Прорыв» (1986) многие зрители помнят до сих пор.

«Метро» - амбициозный проект с большими ставками на зрительский успех. Основой для фильма стоимостью $10 млн стал одноимённый роман Дмитрия Сафонова.


Строительство макета тоннеля в масштабе 1:3


Картина сделана кинокомпанией «ПРОФИТ», генеральным продюсером которой является Игорь Толстунов («Водитель для Веры». Режиссёрское кресло предложили Антону Мегердичеву («Бой с тенью 2: Реванш», художника-постановщика - Павлу Новикову (дилогия «Обитаемый остров», оператора-постановщика - Сергею Астахову («Брат 2», «Прорыв»). Не можем не отметить две очень важные для такого проекта творческие позиции - продюсер и супервайзер визуальных эффектов. Продюсером стал Павел Семерджян («Черная молния», а VFX супервайзером Борис Луцюк («Обитаемый остров: Схватка». Над визуальными эффектами работали художники четырёх московских студий - Main Road|Post («Август. Восьмого», Piastro VFX («Шпион», Amalgama VFX и Ulitka («Особо опасен» и одной питерской - Algous Studio («Бой с тенью 3: Последний раунд».


Проект «Начинка». Сюжет рассказывает о съёмках и спецэффектах фильма

По сюжету, из-за повышенной плотности застройки центра Москвы, в своде тоннеля столичного метрополитена образовалась трещина, в которую хлынула вода из Москва-реки. Под угрозой затопления оказалась вся «подземка». Две трети фильма происходит в метрополитене. Часть сцен с массовкой на платформе станции снимали в самарском метро на действующих или строящихся станциях, но практически все трюковые кадры были сделаны в декорациях.

Под руководством художника-постановщика Павла Новикова декораторы построили 117-метровый фрагмент тоннеля в масштабе 1:1. Тюбинги изготавливались вручную из полимерных смол и стеклоткани.


Макет вагона в масштабе 1:3


Поскольку кинематографисты изначально решили комбинировать визуальные эффекты и съёмку с использованием миниатюры, декораторы также подготовили макет тоннеля в масштабе 1:3. Уменьшенная копия отличалась высоким уровнем детализации. Помимо этого художники построили миниатюрные копии номерных вагонов из окрашенного ПВХ и пенопласта, навесив панели и обшивку на металлическую раму. Кстати, такой смешанный подход в работе над фильмом, когда применяются не только цифровые эффекты, но и физические с миниатюрой, очень популярен в Голливуде. При работе с миниатюрой важно соблюсти масштаб всех элементов сцены, подобрать оптику и частоту съёмки. Несмотря на длительную подготовку и большой тестовый период миниатюрных съёмок, растянувшихся на полтора месяца, впоследствии многое из отснятого на макетах потребовалось существенно дорабатывать или полностью переделывать на компьютере. Так, во время монтажа некоторых кадров, миниатюрные вагоны выглядели не слишком убедительно в движении и фарами отличались от полноразмерных - пришлось вносить изменения средствами графики. К таким вещам режиссёр Мегердичев и кинематографисты отнеслись с большой ответственностью, потому что хорошее кино, в первую очередь, отличает внимание к деталям. «Метро» - атмосферный фильм с большим количеством эпизодов, способных вызвать сильные эмоции. Мы разберём несколько наиболее зрелищных сцен, которые, наверняка, запомнятся зрителю.

Мини-фильм о съёмках картины «Метро». В ролик вошли кадры с площадки, строительство декораций и многое другое. Видео взято с Youtube, канал filmMetro


Внимание! Статья содержит сюжетные спойлеры.


Прорыв свода тоннеля


Съёмочный кадр


Кадры со сводом тоннеля, в котором появляется трещина, были сняты в миниатюрной декорации в масштабе 1:3. На этапе постпродакшна специалисты студии Algous под руководством супервайзера Алексея Гусева средствами композитинга доработали изображение сегмента тоннеля, где возникала трещина. Они убрали артефакты материалов, из которых была построена декорация, удалили лишний свет и добавили мокрые пятна проступающей на поверхности тюбинга воды. Рассказывает VFX продюсер Павел Семерджян:
Мы с самого начала знали, что нам будет нелегко работать с макетами, потому что технологии съёмки, которые в Советском Союзе были мирового уровня, длительное время оставались не востребованными современным российским кино, поэтому многие из наработок сейчас утрачены. Тем не менее, мы сознательно пошли на этот эксперимент, потому что я убеждён, что компьютерная графика не должна являться самоцелью. Это всего лишь ещё один инструмент художественной выразительности. Графику следует использовать дозировано, чтобы фильм не становился похожим на рекламный ролик или клип, поэтому применение макетных технологий, в качестве дополнения цифровых эффектов, считаю оправданным. Хотя и признаю, что многое из снятого с использованием макетов, пришлось дорабатывать или переделывать на компьютере, например, вагончики. Но это было связано, в первую очередь, с нехваткой опыта и с тем фактом, что всё предусмотреть попросту невозможно».


Пост-обработка и финальный кадр с обрушением тоннеля


Кадры с разломом потолка, когда вода обрушивает куски свода на поезд и устремляется вниз, были реализованы средствами компьютерной графики специалистами студии Main Road|Post под руководством супервайзера Армана Яхина. При постановке сцены художники создали модели тоннеля и вагона, а также запустили симуляцию воды и динамики твёрдых тел. Жидкость имитировалась в программе Naiad, а падающие куски перекрытия тюбинга делались в пакете Houdini с применением физического движка Bullet, который отлично себя зарекомендовал в решении подобных задач. Например, почти все разрушения в картине «2012» Роланда Эммериха были выполнены с его помощью.

Фрагмент демонстрационного ролика, который знакомит с процессом создания сцены обрушения тюбинга для фильма «Метро». Исходник видео предоставлен Main Road|Post.


Пролёт над автомобильной пробкой


Сцена с пролётом камеры над пробкой дорабатывалась студией Piastro VFX


В фильме есть сцена, когда камера поднимается в воздух, после чего стремительно летит над автомобильной пробкой. Этими кадрами режиссёр захотел не только показать характерный для Москвы транспортный коллапс, когда автомобильный поток замирает, но и сделать эффектный переход от станции метро «Садовая» к месту нахождения героини. Доработкой сцены на этапе монтажно-тонировочного периода занимались специалисты студии Piastro VFX под руководством супервайзера Дмитрия Токоякова. Примечательно, что первоначально кинематографисты собирались снимать сцену на камеру, закреплённую на радиоуправляемом вертолёте, но столичные градоначальники успели издать указ, который запрещает исполнение подобных воздушных трюков в центре Москвы. Договориться с чиновниками не удалось, поэтому было найдено другое творческое решение задачи. Рассказывает VFX продюсер Павел Семерджян:
Мы установили операторский кран мобильного базирования Russian Arm на автомобиль и с его помощью сняли два из пяти проходов - те из них, где камера движется по проезжей части (станцию метро и бегущую Ирину снимали с помощью крана-стрелы). Полученный материал мы решили склеить средствами композитинга, чтобы смонтировать единый проезд. Сложность заключалась в получении качественного трекинга, поскольку Russian Arm - это не программируемый кран по типу motion control, поэтому он был не способен идеально повторить движение в каждом из проходов. Помимо этого требовалось сделать качественные монтажные «шторки», которые бы незаметно для глаза соединяли пять разных проходов в один».


Первая такая склейка пришлась на «живую изгородь», вторая - на рекламный баннер, третья - на один из автомобилей, четвертая - на ветви деревьев. Во время съёмок встречный ряд частично занимали настоящие машины, автомобиль же с краном ехал по совершенно пустой полосе, которую и поручили запрудить транспортом художникам по графике. Трёхмерные автомобили, благодаря корректному освещению и качественному шейдингу, по визуальной составляющей ничуть не уступили съёмочным авто во встречном ряду.

Ролик студии Piastro VFX, которая работала над эпизодом пролёта камеры над автомобильной пробкой в фильме «Метро». Исходник видео предоставлен Piastro VFX.



Гибель курьера


Один из съёмочных дублей. Актёр в воде, в кадр попадает хромакейный фон


Фильм «Метро» - настоящая драма, в которой некоторым персонажам уготован трагичный финал. Так, добродушный «тюфячок» Михаил погибает, когда его накрывает головной вагон, приводимый в движение мощным потоком воды. Первоначально эту сцену хотели снять без применения большого количества компьютерной графики, но в итоге съёмочный материал пришлось существенно дорабатывать. Рассказывает супервайзер визуальных эффектов Борис Луцюк:
В одной из сцен поезд толкает перед собой толщу воды. Для решения этой задачи мы взяли полноприводный автомобиль Газ 66, поставили на него переднюю часть от поезда и двинули машину по декорации тоннеля. Но в результате грузовик не смог поднять волну нужной высоты, поэтому сцену пришлось полностью переделывать на компьютере».

Полученный материал не мог войти в таком виде в окончательный монтаж фильма, поэтому сцену пришлось полностью переделывать на компьютере. По мнению VFX продюсера Павла Семерджяна, сцена гибели Михаила - вторая по сложности после эпизода столкновения поезда с потоком воды, о котором мы расскажем далее. Рассказывает VFX продюсер Павел Семерджян:
Пришлось пересмотреть концепцию сцены целиком. Вагон метро должен был занимать практически весь тоннель, чтобы у Михаила не было возможности проскочить мимо него. Конечно, в реальности всё было бы иначе, но мы намеренно пошли на художественные допущения, чтобы напугать зрителя и заставить его переживать. Вся сцена - это набор допущений в плане физики, тем не менее, студия Amalgama максимально стремилась к реалистичному изображению динамики поезда и воды в заданных условиях. Это был очень сложный и кропотливый процесс, потому что симуляция потока воды настраивалась вручную».

Кадр из фильма. В сцену интегрирован поезд, произведена симуляция волны


Программно-производственный конвейер студии Amalgama VFX включал в себя 3D-пакет Houdini, симулятор жидкости Naiad и рендерер Mantra. Технологическая цепочка выглядела следующим образом:

1. Черновая модель поезда после трекинга съёмочного материала, интегрировалась в кадры. Полученные композиции ставились в монтаж и отправлялись режиссёру на утверждение.
2. Получив правку и пожелания постановщика по характеру движения вагона, художники экспортировали сцену в Naiad, где симулировалась вода.
3. Следующим этапом было выставление освещения и шейдинг, которые делались в Houdini.
4. На завершающей стадии материал визуализировался в Mantra, а затем окончательно собирался в программе для композитинга.

Эпизод насчитывает немногим более 80 планов, в том числе не только комбинированные, но и сделанные полностью на компьютере.

Ролик студии Amalgama о создании эффектов для фильма «Метро». Компания сделала сцену гибели курьера по имени Михаил, плюс дорабатывала многие кадры с тоннелем и водой. Видео предоставлено студией.



Экстренное торможение и крушение


Трёхмерная модель колёсного блока без текстур и шейдинга


Самый зрелищный эпизод фильма связан с катастрофой, когда поезд совершает экстренное торможение, сходит с рельс и сталкивается с потоком воды. Над сценами крушения до столкновения с водой работала московская студия Ulitka. Художники по графике приступили к разработке трёхмерных моделей тоннеля, головного электровоза и пассажирских вагонов до начала съёмочного периода. Моделирование велось по чертежам, предоставленным заводом изготовителем таких поездов.

Трёхмерщики тщательным образом изучили все доступные материалы по этой теме, чтобы вагоны, тележка и колёсный блок выглядели реалистично.



Модель с текстурами, шейдингом и финальным рендером


Кстати, макет поезда в масштабе 1:3 строился по тем же чертежам, что и компьютерная модель, поскольку перед кинематографистами стояла задача сделать их максимально идентичными и неотличимыми не только друг от друга, но и от полноразмерных настоящих вагонов, также участвовавших в съёмках фильма. Помимо этого, работа над графикой на подготовительном периоде способствовала созданию технических превизов, которые были необходимы для производства сложнопостановочных сцен. Примечательно, что превизы делались как на подготовительном, так и постпродакшн-этапах, поскольку не всё из задуманного удалось снять на площадке, к тому же в процессе работы возникли новые идеи. Рассказывает арт-директор студии Ulitka Евгений Гитциграт:
Мы приступили к работе весной 2011 года - до начала съёмок, так что у нас не было точной информации о крупности планов. Поэтому нами был выбран иной подход к созданию текстур с использованием программы Mari. Мы разбивали объект на части, каждой из которых назначали определённую текстуру нужного разрешения. От нас требовалось добиться максимальной детализации, чтобы при необходимости вагон выдерживал крупный план. Сами модели строились в 3D-редакторе Maya, также применялся пакет ZBrush».

Ulitka также смоделировала вертолёт для одной из сцен фильма


Сцена крушения, насчитывающая двадцать планов, предварительно превизуализировалась в графике. Режиссёром этого экшн-эпизода стал супервайзер Борис Луцюк. Трёхмерный аниматик согласовывался с режиссёром-постановщиком картины Антоном Мегердичевым. Только на художественный поиск решения по визуализации крушения ушло пять месяцев. Кинематографисты хотели найти золотую середину между зрелищностью и правдоподобностью, чтобы не вызвать гомерический хохот работников железной дороги.

Демонстрационный ролик студии Ulitka, которая работала над сценой крушения поезда в фильме «Метро»


Столкновение поезда с волной


Съёмка каскадёра в зелёном павильоне на высокоскоростную камеру


Сцену экстренного торможения с последующим сходом с рельс завершают эффектные кадры столкновения поезда с потоком воды. Этот завораживающий и по-настоящему пугающий эпизод длится 37 секунд в рапиде. Его воплощением занималась московская студия Main Road|Post. С самого начала кинематографисты приняли решение снимать кадры внутри вагона на роботизированный кран, который способен повторять одно и то же движение неограниченное число раз. В павильоне с зелёным хромакейным фоном была построена грубая декорация вагона, которая лишь обозначала его границы. Съёмка падающих каскадёров производилась на высокоскоростную камеру с частотой 400 кадров в секунду. Над этими кадрами группа работала с утра до позднего вечера на протяжении четырёх смен.Рассказывает VFX продюсер Павел Семерджян:
Эта сцена, как и многие другие, предварительно превизуализировалась на компьютере. В аниматик мы заложили скорость проезда роботизированного крана, которая, по нашим расчётам, должна была составить шесть метров в секунду. Проехавшись с такой скоростью, мы бы получили материал после ретайма продолжительностью 14 секунд. То есть, сцена в замедленном действии предполагалась именно такой длины. На площадке оказалось, что для разгона и торможения крану требуются дополнительные сегменты рельс, которых попросту нет в России. В результате, расчётной пиковой скорости шесть метров в секунду, нам достичь не удалось. В итоге, мы получили материал продолжительностью в три раза больше запланированного, что означало в три раза больший объём и без того титанической работы».

Кадр из фильма. Воссоздан интерьер вагона, добавлена симуляция воды


Художникам студии Main Road|Post предстояло симулировать воду, воссоздавать и деформировать интерьер вагона, а также отображать момент взаимодействия цифровой воды и объектов в рапиде. Кроме этого, студия занималась кадрами, которые показывали воду, обрушивавшуюся на вагон снаружи. Тут, как и в других кадрах с цифровым поездом, использовалась трёхмерная геометрия вагонов, созданная студией Ulitka, но адаптированная под собственный программный конвейер компании Main Road|Post. Рассказывает супервайзер студии Main Road|Post Арман Яхин:
На этот эпизод мы потратили семь месяцев. Основная сложность заключалась в симуляции воды, которая сильно «сжирала» компьютерные ресурсы. Мощности машин даже с большими объёмами памяти зачастую не хватало. Один только кэш (промежуточный буфер с быстрым доступом, содержащий информацию - прим. авт.) каждого плана с симуляцией весил до десяти терабайт. Вода имитировалась в программе Naiad, которую мы выбрали за высокую производительность и качество получаемых симуляций. Визуализировалась сцена в Mantra».


Низкополигональные модели пассажиров и воссозданный в 3D интерьер вагона



В кадрах, где вода в рапиде врезается в пассажиров, художники студии Main Road|Post применили низкополигональные цифровые модели «болванчиков», которые совмещались с изображением каскадёров. Болванчики были нужны для отображения коллизии персонажа с цифровой водой.

Демонстрационный ролик студии Main Road|Post, который знакомит с процессом создания визуальных эффектов для фильма «Метро». Видео предоставлено студией

Фото и видеоматериалы публикуются с согласия владельцев: кадры из фильма - © «Продюсерская компания Игоря Толстунова», фотографии с площадки - © Борис Луцюк, рендеры - © Amalgama VFX, Ulitka, Main Road|Post, Piastro VFX.
Брат 2, Метро, Тёмный мир в 3D, 2012, Бой с тенью 2: Реванш
Игорь Толстунов, Антон Мегердичев, Сергей Астахов

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100